От редакции: Неблагодарность

Инновационное развитие российской экономики, о котором в последнее время не говорили, пожалуй, только министры культуры и чрезвычайных ситуаций, оказалось под угрозой. Беда пришла откуда не ждали. Частный бизнес, для блага которого (как считают чиновники) все и делается, не спешит софинансировать проекты в сфере НИОКР.

Виктор Зубков, посещая в понедельник московский завод «Салют», горько посетовал: федеральные целевые программы (ФЦП), направленные на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируются фактически только государством. На ФЦП в авиационной и космической промышленности, атомной энергетике, сфере развития технологической базы, наноиндустрии и т. д. бюджет потратит с 2005 по 2010 г. около 200 млрд руб. Финансирование из внебюджетных источников, предусмотренное в том же объеме, значительно отстает. Он привел в качестве примера ФЦП «Национальная технологическая база», по которой из запланированных 4,9 млрд внебюджетных рублей за девять месяцев поступило только полмиллиарда (10%). По ФЦП «Развитие гражданской авиатехники» из запланированных 8 млрд руб. привлечено лишь 320 млн руб. (4%). Также присутствовавшие на заводе министр образования и науки Андрей Фурсенко и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заверили премьера, что НИОКР по условиям контрактов без частного софинансирования будут прекращаться.

Но если все ФЦП закрыть, то окажется под угрозой сам курс на инновационное развитие. Такого премьер допустить не может, поэтому следует ждать попыток подстегнуть частный бизнес к финансированию инноваций. О похожих мерах, кстати, уже говорил в апреле этого года первый вице-премьер Сергей Иванов. Он тогда заявил, что только предприятия оборонно-промышленного комплекса в современных условиях могут стать основой диверсификации российской экономики, а государство будет не только поощрять предприятия за инновации, но и «в определенных случаях наказывать за уклонение от них».

Почему же бизнес не вкладывает туда, куда предлагает правительство? Логично предположить, что существует противоречие в оценке правильности целей.

Государство стремится развить высокотехнологичные отрасли, чтобы диверсифицировать экономику, снизить зависимость от сырьевых отраслей и вообще как-то не отставать от передовых рубежей прогресса. Бизнес, как известно, стремится к максимизации прибыли.

Да, государство предлагает бизнесу льготные условия финансирования инноваций, беря половину затрат на себя. Но даже с учетом этой помощи бизнес не может просчитать эффективность проектов.

Во-первых, практика реализации ФЦП, а также первые итоги деятельности институтов развития (таких, как Инвестфонд или Российский венчурный фонд) показывают сильную забюрократизированность этих программ и структур, большие сроки принятия решений и низкую эффективность государственных инвестиций. Во-вторых, высокотехнологичные отрасли, и прежде всего сама сфера НИОКР, – это, по мнению экспертов, отрасли, удаленные от потребителя и, соответственно, менее стабильные и сильнее реагирующие на колебания экономического цикла. Для бизнеса это высокорискованные вложения.

Бизнесу во многих случаях выгоднее ситуация, когда он может легко продать свою инновацию (причем инновацию в любой сфере), а не когда его просят произвести инновацию в заданной отрасли. Чтобы создать такую ситуацию, необходимы условия для свободного предпринимательства и конкуренции, облегчение выхода предпринимателя на рынок, благоприятный инвестиционный климат. Огосударствление экономики, курс на создание крупных госхолдингов, формулирование инновационных задач через постановления правительства – это скорее меры, направленные на грамотное или не очень грамотное расходование бюджетных средств. Тоже бизнес, конечно, но своеобразный, со своими узкоспециализированными инновациями.