В роли пожарного

Джордж Буш представил разработанный министром финансов Генри Полсоном план по спасению 1,2 млн граждан, которые в ближайшие годы не смогут обслуживать высокорискованные ипотечные кредиты. Кредиторы на пять лет заморозят плавающие ставки по кредитам. В 2008 г. ставка (которая первые три года составляет 7–9%, а затем увеличивается до 11–13%) должна была вырасти по 1,8 млн кредитов, и до 500 000 семей рискуют потерять жилье. Дефолты по таким кредитам уже спровоцировали падение цен на дома, и ипотечный кризис грозит экономике рецессией.

План Полсона вполне можно счесть нечестным: помощь получат самые безответственные заемщики (или самая незащищенная часть населения – как угодно), а держатели высокорискованных кредитов с хорошей кредитной историей и возможностью обслуживать их по повышенной ставке будут платить по полной. С другой стороны, власти выступают в роли пожарных: они не готовы дать сгореть всему дому, чтобы научить нескольких безалаберных жильцов правилам пожарной безопасности.

Но главной заботой властей должна быть профилактика пожаров (читай – злоупотреблений при выдаче ипотечных кредитов), а не ликвидация их последствий с неизбежными человеческими и материальными потерями (выселением жильцов и продажей жилья за долги на падающем рынке). Где были регуляторы, когда ипотечные банки и брокеры направо и налево раздавали кредиты людям, которые были не в состоянии их обслуживать? Почему правительство не использовало возможности американской рекламной индустрии – мощнейшей в мире, – чтобы объяснить гражданам: свой дом – это, конечно, хорошо, но, беря кредит на его покупку, надо прежде всего посчитать, сможешь ли его погасить.

И если бы Полсон в бытность гендиректором Goldman Sachs задумался о более долгосрочных перспективах рискованных операций, ему, возможно, не пришлось бы сегодня выслушивать от председателя банковского комитета сената Кристофера Додда предупреждение начать официальное расследование деятельности его самого и его банка, который был одним из самых активных андеррайтеров ипотечных облигаций.

У властей и банков России есть прекрасная возможность научиться на чужих ошибках. Грех ею не воспользоваться.