От редакции: Несуществующие реформы

Есть такие экономические идеи, о сути и воплощении которых от начала до конца знают только несколько чиновников и журналистов. Например, 31 декабря завершается налоговая амнистия, стартовавшая 1 марта уходящего года. Она касается очень многих людей – всех, кто когда-либо получал зарплату в конверте или, к примеру, сдавал квартиру и не платил налоги.

Результат такой: на 1 декабря граждане перечислили в бюджет 611 млн руб., т. е. легализовали 4,7 млрд руб. ($190 млн). Чиновники уверены, что в последние дни амнистии число легализовавшихся резко возрастет, но даже если сумма удвоится, это трудно будет назвать успехом. Тогда они скажут, что у амнистии никогда не было цели пополнить бюджет, это вещь политическая: жест доброй воли со стороны государства, призванный укрепить доверие между гражданином и государством. Но ведь размер перечислений, которые граждане не побоялись зарегистрировать, как раз и есть индикатор доверия.

В Казахстане, например, в 2001 г. налоговая амнистия длилась всего месяц – и в бюджет было перечислено $480 млн, а в ходе имущественной амнистии, завершившейся 1 августа 2007 г., было легализовано собственности на $6,7 млрд, и в ней приняло участие 10% населения страны.

Российская амнистия была безопасна – никаких походов в инспекцию с повинной, никаких деклараций и следов у налоговиков. Надо было просто прийти в банк и перечислить на специальный счет 13% от суммы амнистируемых доходов. Скажем, хотите вы задекларировать 100 руб. – значит, на 13 руб. оформляете платежное поручение. Правда, в силу принятых мер безопасности и толку от этого документа может быть меньше. Если налоговики все-таки когда-нибудь другими путями вычислят недобросовестного налогоплательщика и предъявят ему счет за неуплаченные налоги во время работы в компании А, он не сможет им доказать, что задекларировал теневые доходы именно за этот период своей жизни, а не за время работы в компании Б. Если бы была декларация, как предполагалось изначально, там было бы четко сказано, какие деньги легализуются, но и рисков было бы больше. Декларантов попросили бы доплатить пени и штрафы. Кроме того, в архивах остались бы данные, и то поколение чиновников и политиков, которое когда-нибудь придет на смену нынешнему, могло бы проявить к этим данным интерес.

Главное, чего не сделали чиновники, – не рассказали, в чем суть происходящего. Согласно ноябрьскому опросу ВЦИОМ 58% граждан вообще не имели понятия о том, что в стране в самом разгаре налоговая амнистия. Знали об этом достаточно (а именно столько и нужно знать, чтобы решиться показывать какие-то там нелегальные доходы) только 6% респондентов. Ну и что, что вещь политическая, а не фискальная? Зачем она вообще нужна, если в ней никто не участвует? В итоге амнистия останется в отчетах Минфина о результатах деятельности за 2007 г. и в архивных статьях нескольких газет – реформа, о которой интереснее рассуждать, чем в ней участвовать.

Хотя на такой по большому счету непринципиальной вещи, как налоговая амнистия, можно было бы потренироваться объяснять сложные вещи широкой аудитории. Без правильного пиара некоторые из намеченных реформ будут невозможны. В 2008 г. начнется софинансирование пенсионных накоплений: на 1000 руб., которые отложит работник, государство прибавит еще 1000 руб. По прогнозам депутатов, сначала в этом примут участие 2% работающих граждан. Увидим. Пока авторы идеи больше озабочены тем, как вовлечь в систему работодателей, а не как помочь тем немногим, кто может позволить себе копить на пенсию. А ведь один раз на эти грабли уже наступали, поэтому у Внешэкономбанка в управлении осталось 96,75% пенсионных накоплений и по сути нужна новая пенсионная реформа.

Некоторое время назад Минфин озаботился подготовкой программы ликвидации финансовой безграмотности населения. Спорный вопрос, насколько эффективно тратить $10 млн на объяснения, что в принципе можно делать с деньгами. Но в любом случае занимался этим замминистра Сергей Сторчак, а сейчас ему вряд ли до того.