От редакции: Инфляция по колено

Россияне продолжают ставить потребительские рекорды, в то время как жители развитых западных стран начали экономить – даже на рождественских подарках. Дело не только в оптимизме – наши граждане тратят деньги и когда все хорошо, и когда все плохо.

По данным Росстата, оборот розничной торговли в ноябре впервые превысил 1 трлн руб. За 11 месяцев по сравнению с тем же периодом 2006 г. оборот вырос в сопоставимых ценах на 15% (а в прошлом году – на 13,6%), сообщает Минэкономразвития. В декабре оборот еще подрастет благодаря выплате годовых премий и бонусов и тратам на праздничные подарки. В прошлом году рост достиг 20% и в уходящем году обещает быть не меньшим.

Между тем на Западе рост продаж замирает. По данным исследования компании SpendingPulse, продажи американских ритейлеров без учета автомобилей в сезон праздничных покупок выросли всего на 3,6%. Впрочем, и прогноз был осторожный – 3,5–4%, самый низкий за пять лет. Причины понятны: на рынке жилья в США спад, а в кредитной системе кризис. О прогрессирующем пессимизме говорит и отчет компании Nielsen: в 21 из 48 исследуемых стран падают индексы потребительского доверия. Две трети опрошенных говорят, что нынешний момент – не самое удачное время для новых покупок, а 28% боятся глобального экономического спада. Впрочем, есть и оптимисты: Китай, Вьетнам, Бразилия, Южная Корея и Россия (у нас никакого кризиса не ждут 53% граждан).

Хоронить западную розницу, безусловно, рано. Она просто приспосабливается к изменению настроений покупателей. В Британии, например, предрождественские продажи тоже не впечатляли, зато сразу после Рождества и снижения цен некоторые сети рапортовали о росте выручки от распродаж на треть по сравнению с 2006 г.

Те же тенденции отмечают и эксперты Deloitte, опубликовавшие исследование «Праздничное настроение – 2007», где сравниваются потребительские настроения в 15 странах. Опрошенные Deloitte россияне с оптимизмом отнеслись к новогодним расходам: 11% собирались потратить меньше, а 33% – больше.

Европейцы оценивали свою покупательскую способность как снизившуюся, россияне – как не изменившуюся. Европейцы планировали снизить расходы на подарки, чтобы сохранить праздничное меню, стоимость которого увеличилась. Россияне, наоборот, готовы были отказаться от наиболее дорогих блюд, чтобы не сокращать расходы на подарки.

При этом в России в отличие от западных стран ритейлерам почти не приходится стимулировать покупателей с помощью скидок – придут и купят все равно. В Европе 72% опрошенных используют интернет для принятия решений о покупке и собственно для покупок. В России 88% интернет не используют.

Для европейцев растущая инфляция – однозначная причина снижения праздничных расходов. Россияне оправдывают инфляцией и рост новогодних трат, и их сокращение.

Любопытно, что в Европе увеличивается популярность книг как новогодних подарков: в Ирландии, Голландии, Швейцарии, Италии, Чехии книга – самый желаемый подарок. В России (как и во Франции и Германии) самый желаемый подарок – деньги (правда, во Франции и Германии книги на 2-м месте, а в России книг вообще никто не хочет). Деньги хотели бы получить в подарок 28% опрошенных. Жестокая несправедливость заключается в том, что дарить деньги мало кто хочет – только 17% (5-е место). Предпочитают россияне дарить парфюмерию – 43%.

Потребительская уверенность россиян мало зависит от уверенности в завтрашнем дне. Да, социологи фиксируют оптимизм в отношении прогноза экономического развития страны. Но вот, например, по данным Deloitte, уверенность в стабильной работе в России довольно низкая: индекс занятости, представляющий собой соотношение положительных и отрицательных ответов, равен 4% второй год. Ниже только в Турции. Россияне готовы тратить еще и потому, что не привыкли сберегать: по данным ФОМ, стараются делать сбережения 26%, тогда как в США – 47% (по данным World Values Survey). Похоже, что нынешняя стабильность не кажется россиянам-потребителям устойчивой и прочной.