От редакции: Системный сбой
Истории из жизни российских ведомств редко становятся всеобщим достоянием во всей красе, но, когда становятся, возникают сомнения в том, насколько управляема система исполнительной власти, да и в том, является ли она системой.
С одной стороны, в деле с отставкой руководителя Росприроднадзора Сергея Сая много личного. Он пришел в службу летом 2005 г., после административной реформы, когда команда была уже сформирована. В команде был Олег Митволь, которому приходилось постоянно напоминать журналистам не называть его главой Росприроднадзора. За его могучей фигурой терялся не только скромный, уравновешенный Сай. Над Росприроднадзором есть еще начальник – министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Митволь не раз позволял себе публично и некомандно демонстрировать, что начальник ему не указ. Трутнев со своей стороны обвинял подчиненного в неэффективной работе, грозил выговорами, отставками, но не увольнял. Непонятно, кстати, почему; не потому же, что Сай – из Питера, а Трутнев – из Перми. Так и руководит человек два с половиной года ведомством, а оно между тем отзывает лицензии и роняет капитализации компаний.
Но помимо личного есть в этой истории и много типичного. Она теоретически могла случиться в любом офисе, а тут уже вступают в силу законы жанра: у кого нервы и локти крепче, тот и прав. Сай написал заявление об отставке, признав, что не получает удовлетворения от работы, что претензий у него нет, но ситуация сложилась такая, что либо он, либо Трутнев должен был уйти. Из заявлений Сая можно, впрочем, сделать вывод, что проблема не в личностях, а в системе. Служба должна вроде бы следить за исполнением законов, но они (закон о недрах, Экологический кодекс) так и не были приняты. Кроме того, руководитель службы не назначает себе заместителей, а подчиненных может ругать только через собственного начальника.
Сай пытался точечно подправить систему – он обращался в правительство с просьбой переподчинить службу напрямую ему, правительству, и преобразовать в структуру наподобие госкомитета. С 2004 г. исключений из стройной системы разделения функций между министерствам, службами и агентствами было сделано немало: увеличивалось число заместителей министров, вице-премьеров, появлялись новые структуры – Госкомитет по рыболовству, например.
Иногда это диктовалось здравым смыслом, иногда происходило потому, что кого-то нужно было устроить на статусное место, а кому-то дать о чем-то сигнал.
Так что и Росприроднадзор мог бы стать таким исключением, но правительство на предложения Сая не ответило. Впрочем, если бы он изучил опыт коллег, то понял бы, что исключение одного звена в управлении не гарантирует самостоятельности в принятии решений. У одного руководителя службы, подчиняющейся напрямую правительству, был заместитель, который ему очень не нравился. Руководитель всячески давал это понять и заму, и своим начальникам – в итоге зам ушел работать в правительство, в том числе курировать своего бывшего руководителя. Жизнь последнего только усложнилась. А руководитель Федеральной антимонопольной службы (тоже напрямую подчиняется правительству) Игорь Артемьев все годы на этом посту страстно отстаивал идеалы конкуренции, но вот в конце прошлого года власти всех уровней придумали бороться с инфляцией путем заключения соглашений с производителями и продавцами продуктов. Юристы говорили, что это нарушение не только идеалов, но и наших антимонопольных законов. Артемьев знал об этом, но почему-то молчал.
Добавьте ко всем аппаратным сложностям еще и то обстоятельство, что люди уровня министров, вице-премьеров и премьеров в последнее время не могли строить планы дольше чем на месяц – за них их строили другие люди и предупреждали накануне событий. Этот фактор и сейчас действует – эффективность работы многих чиновников будет зависеть от отношений двух самых главных людей в стране. В этих условиях «система» с множеством исключений и необходимостью постоянной настройки – вполне естественное явление .