От редакции: Группа 911

Вице-премьер правительства России Алексей Кудрин предложил расширить «восьмерку» до 13–14 государств. По его мнению, это необходимо, поскольку «меняется мировая экономическая архитектура». Предложение не новое, оно прежде всего свидетельствует о кризисе существующих институтов, в том числе и института неформальной «клубной политики», удобной прежде всего западным лидерам. Слишком сильны теперь те, кто говорит на языках других культур.

Все было понятнее еще в 1975 г., когда состоялась первая встреча руководителей Франции, США, Великобритании, Японии, Германии и Италии. Через год к «шестерке» присоединилась Канада, а с 1977 г. на всех встречах присутствует представитель ЕС. Толчком для создания неформальной организации наиболее продвинутых демократий стали мировой энергетический кризис 1973 г. и рецессия глобальной экономики. Экономические вопросы и сейчас составляют основу повестки форума, но лидеры самых развитых государств обсуждали и другие глобальные проблемы. Россия стала наблюдателем в G8 в 1991 г., а с 1994 г. российские представители проводят отдельные встречи с лидерами стран G8. Такая форма общения, кстати, называлась «политическая восьмерка» или «семерка плюс один». Полноправным членом организации Россия стала в 1997 г. по приглашению Билла Клинтона. С 2005 г. на отдельных сессиях присутствуют министры финансов и энергетики из Китая, Мексики, Индии, Бразилии и Южной Африки.

«Восьмерка» создавалась как клуб для обсуждения кризисных проблем. Логично, что сейчас тема реформы G8 актуализировалась: на дворе снова кризис, а состав влиятельных экономик изменился. О чем с гордостью и говорил вчера Кудрин, заявив, что по размерам экономики (ВВП по паритету покупательной способности) Россия вышла на 7-е место в мире. В августе прошлого года президент Франции Николя Саркози уже предлагал включить в клуб пять новых членов – Китай, Индию, Мексику, Бразилию и ЮАР. О необходимости расширения участия крупных развивающихся стран в работе «восьмерки» говорили представители правительств Германии и США.

Для России стремление реформировать G8 – логичное продолжение политики усиления своей роли в мире. В прошлом году Кудрин уже выступил с громкой инициативой, выдвинув альтернативного кандидата на пост директора-распорядителя МВФ и призвав реформировать институт ротации руководства фонда.

В итоге «наш кандидат» чех Йозеф Тошовски уступил согласованному французу Строс-Кану, но ЕС согласился в дальнейшем изменить формат выборов, допустив к ним развивающиеся страны (ранее МВФ по очереди возглавляли представители ЕС и США). Вчера Кудрин предложил также изменить доли акционеров в капитале МВФ в соответствии с их весом в мировой экономике, «чтобы МВФ сохранился как площадка для обсуждения важнейших мировых экономических вопросов и не потерял своего значения».

Призывая расширить G8 до G14, Россия как раз может рассчитывать на поддержку новых членов в своих будущих инициативах. Сами развивающиеся страны также недовольны местом в управлении миром. У них уже есть G11 – группа, целью которой является снижение внешнего долга и облегчение доступа к мировым финансовым ресурсам. Есть G20, активно действующая в ВТО. Есть G77, настаивающая на расширении Совбеза ООН.

Но кроме удовлетворения здоровых амбиций России и других развивающихся экономик у реформы G8, очевидно, должен быть мотив эффективности. В самом деле, на дворе кризис, неформальное общение в рамках G8 целей не достигает. В мировой экономике появилось много других центров силы, значит, надо включить эти центры силы в обсуждение, иначе саммиты «восьмерки» окончательно превратятся в шоу.

С другой стороны, расширение неизбежно приведет к усилению противоречий. Не случайно в последнее время постоянной критике подвергаются тот же МВФ, Всемирный банк, ВТО, ООН. Мировая экономическая и политическая архитектура действительно меняется, но до конца переходного периода еще далеко. G14 в любом случае не будет такой же доверительной и замкнутой, как «семерка».