От редакции: Запоздалая победа

Роль ответственного за борьбу с инфляцией позволила вице-премьеру Алексею Кудрину распространить свое влияние еще на одну важнейшую для страны сферу. По итогам вчерашнего заседания правительства, посвященного в том числе мерам по сдерживанию роста цен, Минфин получил право мониторить внешние заимствования госкомпаний.

По предварительной оценке ЦБ, за 2007 год банки заняли за рубежом $70,3 млрд, а нефинансовые компании – $75,3 млрд. На начало 2008 г. они вместе были должны загранице около $400 млрд. Долги коммерческих структур постоянно растут: начиная с 2004 г. на 20–30% ежегодно, а за прошлый год объем долга вырос в 1,6 раза по сравнению с 2006 г. Консолидированный долг государства и предприятий сопоставим с размером золотовалютных резервов, ужасается Минфин в материалах к заседанию правительства. По данным министерства, на 1 октября 2007 г. государственный внешний долг составлял $47,1 млрд, а резервы сейчас равны $476,4 млрд. Ускоренными темпами растет задолженность именно госкомпаний: «Совокупный объем еврооблигаций «Газпрома», «Транснефти», ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка и Россельхозбанка сопоставим с объемом суверенных еврооблигаций (порядка $40 млрд)».

Предложение об ограничении таких заимствований перекочевывало из одного плана по борьбе с инфляцией в другой с 2005 г., но всегда не выдерживало критики коллег из соседних министерств. Да и сейчас, несмотря на формальную победу, не факт, что Кудрин действительно сможет влиять на ситуацию. При отсутствии законодательных механизмов шансы на то, что административный ресурс Кудрина, борющегося с абстрактной инфляцией, окажется сильнее лобби госкомпаний, очень малы. Например, сейчас «Роснефть», в прошлом году занявшая $22 млрд, снова ведет консультации с западными банками о привлечении синдицированного кредита в $2 млрд, чтобы погасить часть прежнего займа. Вряд ли «Роснефть» будет спрашивать разрешение у Минфина.

Мощные заимствования усиливают приток капитала, и монетарная инфляция не слабеет. Эта проблема и в 2008 г. будет одним из факторов роста инфляции, считает Минфин. А ЦБ добавляет: «Иностранные кредиторы рассматривают компании, контролируемые государством, как надежных заемщиков, так как уверены, что государство при необходимости окажет им поддержку и не допустит неплатежеспособности». Поэтому кредиты обходятся им дешевле и они не могут справиться с «искушением получить дешевые деньги», говорится в материалах ЦБ к заседанию правительства.

Эксперты ЦБ не опровергают это распространенное убеждение, но госкомпании – это не госбюджет. У государства нет обязательств платить по их долгам. Впрочем, можно предположить, что в случае массовых дефолтов и в зависимости от масштабов ущерба каждой конкретной структуры государственные компании не останутся без поддержки акционера.

Понимая это, министр финансов добивался и наконец добился права отслеживать увеличение задолженности госкомпаний.

Алексей Кудрин, впрочем, оценивает новые полномочия осторожно: «Мы не говорим о том, что их нужно ограничивать, речь идет о выработке рекомендаций с учетом интересов государства».

К тому же масштабы заимствований госкомпаний за рубежом в этом году сократятся по объективным причинам. Хотя ставки снижаются, западные банки, списавшие $130 млрд плохих кредитов, не страдают сейчас от избытка ресурсов и внимательнее будут относиться к потенциальным заемщикам.

Как решить обе проблемы – обеспечить госкомпании деньгами и не наращивать внешний долг, знает бывший коллега Кудрина по правительству, председатель правления Сбербанка Герман Греф. Государство стерилизует огромные суммы денег и потом инвестирует их за рубежом, но деньги госкомпании могут достать только за рубежом, рассуждает он. Зачем же нужно это промежуточное звено? Нужно «фондировать» российские банки, т. е. дать им средства госкорпораций и профицита бюджета, а если их не хватит, то и деньги фонда национального благосостояния. Но свободные средства госкорпораций и так размещаются в российских банках, а на защиту бюджета и нефтяных накоплений у Кудрина сил хватит.