Правила игры: Предмет гордости

Мой американский друг профессор Висконсинского университета Скотт Гельбах сказал: «Американцы поддерживают Барака Обаму по той же причине, что русские поддерживают Путина, – им хочется снова гордиться своей страной».

Действительно, борьба за право стать кандидатом от демократической партии в США оказалась не просто острой – во времена, когда в Белом доме сидит непопулярный президент, место лидера оппозиции особенно привлекательно, – но и неожиданно долгой. Первичные выборы в Айове, Нью-Гэмпшире, Южной Каролине и Неваде определили двух наиболее серьезных конкурентов – сенаторов Хиллари Клинтон и Барака Обаму, но не дали ни одному из них особенного преимущества. И тому и другому приходится сейчас тратиться, а ведь деньги нужно еще собирать: пожертвования одного гражданина на избирательную кампанию ограничены смешной суммой в $2300 – на рекламу в 22 штатах, в которых завтра пройдут первичные выборы, и выступать без передышки – за день кандидат выступает на 7–8 встречах с избирателями. У республиканцев внутрипартийная ситуация еще сложнее, но и там вероятное номинирование сенатора Джона Маккейна – того самого кандидата, который проиграл внутрипартийную борьбу Джорджу Бушу восемь лет назад, – еще одно свидетельство того, что граждане США хотят сменить курс. Чтобы снова гордиться своей страной.

Выступая перед избирателями, Барак Обама говорит о тех же самых проблемах, что и остальные кандидаты: как снизить стоимость медицинской страховки, как смягчить последствия кризиса на рынке недвижимости для домовладельцев, которые теперь не в силах выплачивать проценты по закладным, как быстро и максимально безболезненно вывести войска из Ирака. Способы решения проблем, предлагаемые Обамой, не столь детальны, как у его основного оппонента. Главное преимущество Хиллари Клинтон состоит в исключительном знании мелких подробностей, и она демонстрирует эти знания, ежедневно отвечая, на виду у телекамер, на вопросы избирателей, с которыми встречается. Уникальность Обамы в другом – за год избирательной кампании он вовлек в буквальном смысле в политику десятки тысяч людей, которые до этого ею не интересовались.

Сорок лет назад президентом США стал другой кандидат, также возвышенно и расплывчато рассказывавший о своей программе и также заполнивший своими фотографиями обложки глянцевых журналов. Он был президентом чуть меньше трех лет, не успел провести через конгресс практически ни одного важного законодательного акта и все же остался в глазах Америки и всего мира одним из самых выдающихся президентов. В словах и в образе Джона Кеннеди воплотились новые мечты и новые надежды целого поколения.

Вам показалось, что это колонка о чужих выборах, написанная в разгар важнейшей предвыборной кампании в нашей стране? Перечитайте лучше еще раз. Профессор Гельбах, мой американский друг, у которого американцы любят Обаму потому же, почему русские – Путина, и прав и не прав одновременно.