От редакции: Пора и честь знать

Предприниматели и граждане в целом постепенно становятся законопослушнее. Сказываются изменения в законодательстве и совершенствование правоприменительной практики. Этот процесс идет медленно и трудно, но от того, как он будет развиваться, зависит качество российских институтов и, как следствие, экономический рост.

Например, в 2007 г. объем нелегального импорта оценивался в 16,1%, тогда как год назад этот показатель составлял 20,7%, а 10 лет назад – почти 50%. Больше года работают комиссии по обелению зарплат, и налоговики рапортуют о росте поступлений соцналога и страховых взносов благодаря «качественному анализу и аргументированному диалогу с налогоплательщиками». Впрочем, данные Росстата указывают, что доля зарплат в конвертах не уменьшается и третий год держится на уровне 26,9%. В 2007 г. ЦБ насчитал сомнительных операций по обналичиванию на сумму 1 трлн руб. – в 2,5 раза меньше, чем в 2005 г. А ставка «обналички», по отзывам экспертов, выросла с 2004 г. с 2% до 14%. Руководитель Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский уверяет, что за прошлый год число нелегальных мигрантов с 10–15 млн человек сократилось в два раза. Но альтернативных данных нет, а методика подсчета числа нелегальных мигрантов не ясна.

На дороге россияне стали вести себя законопослушнее: изменения в Кодексе об административных правонарушениях, вступившие в силу с 1 января и ужесточившие ответственность водителей, привели, по данным ГИБДД, к тому, что число водителей, пользующихся ремнями безопасности, выросло на четверть. По данным опроса фонда «Общественное мнение», 77% россиян отнеслись к ужесточению наказаний положительно (15% воспринимают его отрицательно, прочие затрудняются с оценкой).

Но в большинстве сфер простое повышение платы за нарушения не работает. Трудности перехода из серого состояния в белое субъективные и объективные. С одной стороны, издержки часто оказываются велики, с другой – одни могут благодаря связям сохранять бизнес в тени, другие – нет.

Скажем, налоговая амнистия прошлого года фактически завершилась провалом: за март – декабрь россияне перечислили в бюджет 3,7 млрд руб., т. е. легализовали 28,2 млрд руб. По оценкам экспертов, это 1% годовой оплаты труда (при том что доля теневой зарплаты – около 25%).

Аналогичные акции в других странах были более успешны: в Казахстане в 2001 г. за месяц в страну вернулось $480 млн, ирландцы в 1988 г. легализовали $1,5 млрд, турки в 1998 г. – $20 млрд.

Провал амнистии объясняется не столько отсутствием пиар-кампании, сколько недоверием граждан государству, основанным на негативном опыте последних лет. Раскрытие гражданином или компанией информации о себе могло привести либо к неконтролируемому распространению информации (скандалы с продажами баз данных), либо к целенаправленной атаке налоговых или правоохранительных органов. Главные угрозы в этой ситуации – коррупция, т. е. возможность чиновника торговать этой информацией, и избирательное правоприменение, т. е. возможность наказания лица или компании в политических или иных целях. Несмотря на положительный тренд, граждане пока не могут понять, прошло ли государство уже некий порог, после которого возможность злоупотребления информацией станет исключением.

Кроме недоверия к государству существует фактор конкуренции. Переход из тени в свет связан с ростом издержек: тот, кто может дольше сохранять бизнес в тени, получает конкурентное преимущество.

В конечном счете эти проблемы связаны с качеством институтов управления – качеством, воспринимаемым как сверху, так и снизу. Пока по индексам эффективности госуправления и качества институтов (рассчитываемым Всемирным банком) Россия примерно на 1 балл отстает от стран, уровень развития которых является для нас ориентиром (ВВП на душу населения по ППС в размере $18 000): Португалии, Греции, Италии. По опыту стран Восточной и Центральной Европы можно подсчитать, что такой разрыв преодолевается за 8–10 лет (см. статью «Недогоняющее развитие» во вчерашнем номере). Если планомерно этим заниматься.