От редакции: Послание в 2020-й

То, что выступление Владимира Путина на заседании Госсовета прозвучало как внеочередное послание Федеральному собранию, вполне объяснимо.

Любому лидеру, тем более после двух сроков, важно подвести итоги, уточнить свое место в истории. Особенно если единого мнения по этому поводу не существует. Хочется также оставить напутствие будущим лидерам. Долгие проводы – часть русской традиции, поэтому прощальной речи Путина ждали (например, перед Новым годом).

Речь была построена в этом смысле традиционно: сначала итоги, потом задачи. Итоги – позитивные, задачи – масштабные. Похожим образом было построено и последнее послание Федеральному собранию, но оно было зачитано давно и могло подзабыться. За прошедшее время некоторые тезисы кристаллизовались. К тому же в нынешней речи и итоги представлены ярче, и задачи поставлены более долгосрочные.

Но, как это часто бывает в риторике, критическая и установочная часть выступления звучала более убедительно, чем позитивная, т. е. в данном случае отчетная. Вероятно, не все могли согласиться со следующими утверждениями: «По сути, произошла серьезная децентрализация властных полномочий <...> Укреплена материальная база и реальная независимость судов <...> Нам удалось избавить страну от порочной практики принятия государственных решений под давлением сырьевых и финансовых монополий <...> Сейчас можно твердо сказать: с политическим бесправием народа покончено...» Слушатели послания вряд ли забыли об отмене выборности губернаторов, отказе от выборов депутатов по одномандатным округам, исчезновении из бюллетеней графы «против всех», а также о ежегодном росте числа и стоимости решений против России в Европейском суде по правам человека.

Часть, посвященная задачам на будущее, звучала энергичнее и убедительнее итоговой, иногда ей противореча: «Одной из главных проблем сегодняшнего госуправления остается его чрезмерная централизация». Кроме того: «...мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики. И это неизбежно ведет <...> к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой экономики <...> Главная проблема сегодняшней российской экономики – это ее крайняя неэффективность <...> госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой».

Подводя итоги, Путин пытается убедить самого себя в том, что все или почти все делал правильно. Почему себя? Потому что в ситуации, когда Путин является единственным политическим игроком в построенной им системе, убеждать в чем-либо собравшихся просто не было необходимости.

Главный риторический прием, уже опробованный ранее, – сравнение с эпохой Ельцина. В 1990-е «богатая Россия превратилась в страну бедных людей». А сейчас реальные доходы «выросли в 2,5 раза». Это действительно так. Заметному увеличению благосостояния помогли рост с низкой посткризисной базы, разумная макроэкономическая и бюджетная политика экономического блока правительства, налоговая реформа первых лет президентства Путина, а также благоприятная для России ситуация на мировых рынках товаров российского экспорта. Из всего перечисленного в полную силу продолжает действовать только один фактор: цены на нефть по-прежнему высоки.

Что касается перспектив на период до 2020 г., то, по словам президента, «нет ни одной серьезной причины, которая не позволила бы нам достичь поставленных целей». Но причины названы им самим: коррупция, неэффективность государственного управления и управляемой государством экономики. Достигать поставленных целей будут те же люди. Или будущий президент и премьер намерены радикально сменить команду?

Ставя задачи на будущее, Путин употреблял слово «должны», а не «я надеюсь, что новый президент...», как следовало бы ожидать от уходящего лидера. Таким образом он постулирует сохранение власти за собой в том или ином виде – это значит, что он намерен спрашивать с нынешних подчиненных. Если план сохранения власти реализуется, подчиненным придется отчитываться, даже если задачи не имеют решения.