Снова в бой

Герой Маркеса полковник Аурелиано Буэндиа «затеял 32 гражданские войны и все их проиграл». Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко идет по его стопам.

Едва получив премьерское кресло, она пообещала перевести украинскую армию на контрактную основу, вернуть обесцененные вклады в Сбербанке СССР, а на минувшей неделе попыталась развязать газовую войну с Россией. Тимошенко потребовала от «Газпрома» избавиться от швейцарского посредника Rosukrenergo (50% – у монополии, 50% – у Дмитрия Фирташа и его партнера) и перейти на прямые поставки газа. По ее словам, трейдер три месяца не продает Украине газ, а в январе «Нафтогаз Украины» нашел 4,7 млрд куб. м газа «из других источников». «Газпром» в ответ пригрозил уже сегодня прекратить поставки газа на Украину, если страна не найдет способ погасить газовый долг на $1,5 млрд.

Первый раз Тимошенко стала премьер-министром в декабре 2004 г. За 10 месяцев ее правительство успело предпринять попытку национализировать множество предприятий, диктовать цены независимым производителям и торговцам, резко повысить налоги, увеличить соцрасходы и в результате привести экономику от 12%-ного роста к спаду. Причем одним из крупных проигрышей команды Тимошенко стала неудачная попытка исключить из схемы поставок газа на Украину ту самую Rosukrenergo. В июле 2005 г. руководитель службы безопасности Украины Александр Турчинов сообщил о наличии у него доказательств того, что компания Rosukrenergo косвенно контролируется разыскиваемым ФБР Семеном Могилевичем. Правда, он так и не смог поделиться документами: менее чем через два месяца правительство Тимошенко было отправлено в отставку. Две недели назад Могилевич был задержан в Москве по налоговому делу «Арбат престижа», и Тимошенко начала разыгрывать газовую карту вновь. Она не может не понимать, что более дешевого газа взять негде и нынешняя цена для Украины ($179,5 за 1000 куб. м) и так очень низка. Прямые контракты с Россией будут означать автоматическое повышение стоимости газа до европейской цены. Но в краткосрочных политических целях газовое противостояние может оказаться выгодным для премьера, мечтающего стать президентом Украины. В глазах украинцев и европейцев «Газпром» снова предстанет главным виновным.