От редакции: Цена дешевого бюджетника

В России насчитывается, по разным оценкам, от 10 до 11 млн бюджетников – работников госуправления, сотрудников медицинских, образовательных, социальных и других учреждений, получающих зарплату из федеральной и региональной казны. Традиционно считается, что труд подавляющего большинства этих людей сильно недооценен.

Повышение зарплаты врачам, учителям и социальным работникам стало распространенной формой предвыборной агитации и для представителей власти, и для оппозиции. На последней пресс-конференции Владимир Путин заявил: «Мы будем внимательно следить за инфляцией и корректировать доходы <...> тех, кто работает в области здравоохранения и образования, и военнослужащих в зависимости от этого компонента».

Отечественные бюджетники по абсолютным показателям безусловно проигрывают зарубежным коллегам, не говоря уже о работниках других сфер экономики. В Японии работник в публичном секторе получает на 20% больше, чем сотрудник на аналогичной позиции в частном секторе, в Испании – на 13%, в Канаде – на 9%. Во Франции, Италии и Германии разница в зарплате (опять же в пользу бюджетника) невелика – 5–7%. Авторы исследования «Заработная плата в России. Эволюция и дифференциация» подсчитали, что в России бюджетник в 2006 г. проигрывал в зарплате работнику на аналогичной позиции в негосударственном секторе около 40%. У нас положение бюджетника по-прежнему суровое. По данным Росстата, средняя зарплата в образовании, здравоохранении и социальной сфере даже с учетом негосударственных учреждений в 2007 г. составила 8539 руб., 9679 руб. и 10 074 руб. соответственно. Жалование бюджетников растет опережающими темпами: у педагогов оно увеличилось в 2000–2007 гг. в 6,9 раза, у медиков – в 7,3 раза, у социальных работников – в 6,5 раза, тогда как средняя зарплата в стране за тот же период увеличилась в 5,9 раза. Однако, несмотря на это, вознаграждения в трех ключевых бюджетных сферах не превышают сейчас 65%, 75% и 77% средней заработной платы по стране. Казалось бы, работа в бюджетных сферах не только не стимулируется, а даже «наказывается» рублем. Такой «штраф» должен подталкивать занятых в госсекторе к поиску новой работы.

Но, по данным исследования «Заработная плата в России», в последние годы лишь 7% бюджетников покинули свои учреждения.

Больше того, несмотря на диспаритет в зарплате, сотрудники бюджетных заведений чаще, чем их коллеги в негосударственном секторе, удовлетворены своей работой «в целом» и условиями труда. Почему? Возможно, они считают себя социально более защищенными: у них короче рабочий день, продолжительнее отпуск, им полнее оплачивают больничный и отпуск по родам.

Оставшийся разрыв делится на несколько компонентов. По данным исследования, бюджетников больше в глубинке и депрессивных районах, где зарплата ниже и меньше, чем в больших городах. Диспаритет в оплате труда обусловлен и тем, что среди бюджетников больше женщин и работников предпенсионного и пенсионного возраста. Наконец, еще одна причина разницы в зарплатах – квалификация работников. Владельцы и собственники частных предприятий отбирают сотрудников преимущественно по принципу наибольшей производительности труда. В госучреждения часто идут работники, ориентированные на получение «неформальных заработков». Другая часть бюджетников – те, кто признает свою недостаточную конкурентоспособность на рынке труда или готов по семейным, социальным или статусным причинам работать за невысокую зарплату.

Кроме того, бюджетников у нас слишком много, и они неэффективны. Общая численность занятых в госуправлении и сфере безопасности увеличилась в 2001–2006 гг. с 3,1 до 3,5 млн человек. В частности, в органах МВД (без войск) служит 821 000 человек – это примерно один милиционер на 170 человек. В США при общей численности сотрудников охраны порядка 1,15 млн получается один полицейский на 350 человек.