От редакции: Ревизоры отдохнут

Более 50 000 действующих предприятий малого и среднего бизнеса Казахстана вздохнут спокойно. Пожарные, милиционеры, налоговики и работники санэпиднадзора не имеют права проверять малый и средний бизнес до конца нынешнего года. Ревизоры всех ведомств сохранили надзор только за пищевыми и фармацевтическими производствами, от некачественной работы которых могут пострадать граждане. Соответствующее постановление правительства Казахстана вступило в силу вчера. А президент Казахстана Нурсултан Назарбаев накануне предложил разработать новые правила проверок малых предприятий. «Проверять надо, но должен быть порядок. Контролирующие структуры тормозят развитие бизнеса», – заявил он.

Чем недоволен президент Назарбаев? На малых и средних предприятиях (не больше 50 сотрудников) в Казахстане работают 1,5 млн человек, это около 18% всех рабочих мест. Малый и средний бизнес производит, по разным оценкам, от 22% до 24% ВВП Казахстана, это значительно больше, чем в России, где, по словам Дмитрия Медведева, доля малого бизнеса в ВВП колеблется в пределах 13–15%. Кроме того, по мнению многих экспертов, Казахстан провел одну из самых успешных налоговых амнистий и налоговых реформ в странах СНГ. В 2005 г. налоговые поступления от малого и среднего бизнеса составили 1,4 млрд тенге (немногим более $110 млн), в 2006 г. – 6 млрд тенге ($470 млн). Однако малый и средний бизнес Казахстана мог бы развиваться быстрее. Из 173 000 зарегистрированных средних и малых предприятий сейчас работают 32%. Многие фирмы вынуждены закрываться из-за придирчивости проверяющих и больших штрафов за мелкие нарушения, говорят эксперты Института стратегических исследований при президенте Казахстана. Необходимо дополнить законы четкими административными регламентами проверок, которые минимизируют непосредственное общение ревизоров и предпринимателей.

Разработка правил для ревизоров, которые защитят потребителей от некачественных услуг и товаров, очистят рынок от недобросовестных игроков и при этом не создадут излишних барьеров для бизнеса и питательных условий для коррупции, – назревшая необходимость и для России. Часть работы уже выполнена. Упрощена бухгалтерская и налоговая отчетность для предпринимателей без образования юридического лица, контролирующие органы не имеют права проводить плановые проверки чаще, чем раз в два года.

Однако ревизоров слишком много – деятельность частной компании теоретически могут проверить 36 инстанций, от санитаров до финнадзора и прокуратуры. Кроме того, законы не ограничивают контролеров в количестве внеплановых ревизий. В итоге, по данным начальника Контрольного управления администрации президента РФ Александра Беглова, в 2006 г. только федеральные структуры провели более 10 млн проверок, значительная часть которых – внеплановые.

По данным совместного опроса ВЦИОМ и «Опоры России», предприятия 51% опрошенных бизнесменов проверяли от одного до трех раз в полугодие, 27% – от четырех до 10 раз, лишь 22% опрошенных не встречали ревизоров. Среднее число проверок выросло в 2005–2006 гг. с пяти до шести. При этом 56,5% предпринимателей не надеются оспорить претензии ревизоров в суде, 24% расценивают свои шансы как 50:50 и лишь 8% всерьез надеются на успех тяжбы. В среднем в 2006 г. предприниматели потратили на подношения чиновникам и контролерам 9,6% выручки своих компаний – на 1% больше, чем в 2005 г. Доля бизнесменов, не плативших контролерам, сократилась с 26,4% до 22%. По данным первого вице-премьера Дмитрия Медведева, сумма, необходимая для открытия собственного дела, – от 45 000 до 1 млн руб. – неподъемна для многих граждан, мечтающих о своем бизнесе.

Пауза в проверках на время создания таких правил игры, которые будет удобнее соблюдать, чем нарушать, – пример, достойный подражания.