От редакции: Инфляция зарплат

Поддерживать оптимальное соотношение между увеличением заработной платы и ростом экономики – труднейшая задача. Повышение оплаты труда – важнейший экономический стимул, но одновременно оно увеличивает издержки производителей. Кроме того, если рост зарплат опережает рост экономики, это негативно сказывается на темпах инфляции. Предложение заместителя председателя Центробанка Алексея Улюкаева «аккуратно корректировать» рост заработной платы в России подтверждает, насколько трудно поддерживать баланс между ожиданиями работников и интересами экономики.

В России в последние годы этот баланс был нарушен. Рост доходов оправдывал социальные ожидания – желание граждан приблизиться к уровню жизни в развитых странах. Средняя заработная плата в стране выросла в 2003–2007 гг. почти в 2,5 раза – с 5498 руб. до 13 200 руб. Но этот рост создал ряд проблем. Стремление россиян жить по стандартам передовых стран пока не соответствует их экономической отдаче. По расчетам Международной организации труда (ILO), производительность труда в России (ВВП, разделенный на число занятых) в 2005 г. составила $15 563. Россия уступает по этому показателю не только США ($63 885) и Ирландии ($55 986), но и соседям по СНГ – Белоруссии ($21 527) и Казахстану ($18 688). При этом темпы роста производительности труда в 2003–2007 гг. (5,5–7% в год) больше чем в два раза отставали от увеличения реальной оплаты труда (12–16%). Рост потребительского спроса не обеспечивался национальным производством. Государство, являющееся крупнейшим работодателем в стране – в госучреждениях и на госпредприятиях, по данным Росстата, работали около 30% всех занятых в экономике, – могло купировать рост цен, но, наоборот, подстегивало его. Зарплаты бюджетников выросли в среднем в 2,65 раза, жалованье военных, силовиков и госслужащих – в 2,8 раза. Наконец, налоговики деликатно рекомендовали предпринимателям не устанавливать зарплат ниже прожиточного минимума. Прошлогодний скачок инфляции был неизбежен.

Возможно ли снизить темпы роста цен, сократив рост зарплат? Теоретически это вероятно. Вопрос в том, как это делать. Попытки ограничить рост зарплат, как показал опыт Чили и Аргентины в 1960–1970-х гг., приводил только к тяжелым социально-экономическим кризисам.

В Германии рост зарплаты стараются привязать к темпам развития ключевой отрасли национальной экономики – машиностроения.

Рост оплаты труда ограничивается соглашением между промышленниками и крупнейшими профсоюзами. Но в России нет соответствующей инфраструктуры и опыта – крупнейшие объединения предпринимателей и профсоюзы охватывают лишь небольшую часть работодателей и наемных работников. Англосаксонская модель ограничения зарплаты – рыночная. Компанию с большими издержками или ее акции вряд ли купят на рынке. Но такая модель с трудом заработает из-за закрытости отечественного бизнеса.

В этой ситуации остается надеяться на государство. Теоретически власти могли бы дать «малый назад» – объявить о сокращении прироста зарплат бюджетников, дать соответствующие директивы госкомпаниям. Проблем с частными компаниями будет больше, но они тоже решаемы: введите дополнительные налоги на фонд оплаты труда и посмотрите, что получится.

Получится зарплата в конвертах. Предложение Улюкаева с учетом предвыборной ситуации выглядит фантастическим. Не проходит и дня, чтобы представители власти не пообещали новых социальных расходов. Вчера, например, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова заявила, что в 2009 г. трудовая пенсия превысит прожиточный минимум в 1,5 раза. Наконец, в современной России, где заработные платы тянутся вслед за ростом нефтяных доходов, а доля трудоспособного населения сокращается, официальное ограничение оплаты труда грозит резким оттоком активной и наиболее производительной части работников из учреждений и компаний с «партмаксимумом». Поэтому государству придется объяснить людям, что часть роста доходов будет неизбежно съедать инфляция.