Политэкономия: Хроники 2020 года

Как в 1980 г. должен был настать коммунизм, так к 2020 г., после двух Медведевых и одного Путина (или одного Медведева и двух новых Путиных), у нас будет построено волшебное общество с фантастическим ростом экономики, производительности труда и инноваций. Счастье было обещано в программе, готовящейся в Минэкономразвития, и в докладе Путина на госсовете, как когда-то при Хрущеве в программе партии.

«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Говорят, эту фразу сочинил замзав международным отделом ЦК Елизар Кусков. Потом сам Елизар Ильич цинически шутил: «Этот лозунг переживет века». Как в воду глядел: известно, что вместо коммунизма в 1980 г. наступила Олимпиада. В новые времена Олимпиада настанет чуть раньше всеобщего благоденствия – в 2014 году...

2020 год оторвался от своего сугубо программно-экономического значения и приобрел свойства волшебной мифологической даты. Вокруг нее госсоветы, ритуальные танцы, обсуждения Общественной палаты. Как в приснопамятные времена – политинформации по поводу «Основных направлений...», тех самых, которые «...и на период до 2000 г.».

Сама по себе дата родилась в Центре стратегических разработок (ЦСР), том самом, созданном под «программу Грефа» 2000 года издания – до сих пор, кстати, не реализованную. Тогда были надежды на либеральный прорыв, и в пошлой роскоши подмосковных Ватутинок интеллектуалы сочиняли план Путина, совсем не похожий на нынешний. Сейчас не пойми на что надежды – то ли на авторитарную модернизацию, то ли на демократическую либерализацию. Но когда три с половиной месяца тому назад я спросил у президента ЦСР Михаила Дмитриева, откуда взялась цифра «2020», он четко ответил буквально следующее: «Дата довольно условна. Просто все оценки достаточно убедительно свидетельствуют, что в период с 2015 по 2025 г. почти независимо от того, какими темпами будет развиваться страна, если не случится масштабного кризиса, Россия вступит в период качественного перелома в своем социальном и экономическом развитии». Если говорить огрубленно, перелом связан с тем, что если отставание России от остального мира к этому периоду не будет преодолено, то оно станет фатальным. И не только по технологическим причинам. Избыточное госрегулирование и жуткое состояние институтов превратят догоняющее развитие России в буквальном смысле вечное.

Как только дата «2020» вышла из недр экспертного учреждения, она зажила своей жизнью – публично-политической, превратилась в пустоватый лозунг. И вот уже на эту тему проводится заседание Общественной палаты и делается вывод: ради «мирового лидерства» России «государство должно поддерживать экономический рост своими большими проектами».

Надо ли говорить, что, когда эксперты вбросили в публичный дискурс понятие «2020 год», они имели в виду прямо противоположное? И прежде чем претендовать на мировое лидерство, надо ухитриться преодолеть свое мировое отставание.