От редакции: Было бы неплохо

Многие проблемы можно решить, если те, кого они касаются, займут активную жизненную позицию, уверено руководство страны.

«Необходимо широкое продвижение в обществе самой идеи здорового образа жизни», – заявил вчера Дмитрий Медведев на заседании совета по нацпроектам. Ответственное отношение к своему здоровью поможет снизить смертность и поправит демографическую ситуацию. «Каждый человек должен быть неравнодушным, экология начинается с человека», – говорил он же на встрече с избирателями. Если «кто-то не слышит языка аргументов» и вредит окружающей среде, надо обращаться в прокуратуру. Независимость судебной системы – государственная проблема и сами судьи должны проявлять больше щепетильности, считает Медведев: «Судейскому сообществу [нужно] принимать честные решения, избавляться от тех, кто совершает неблаговидные поступки». Только всем миром можно побороть правовой нигилизм. «Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек», – увещевал Медведев в своем программном выступлении на красноярском форуме. А еще надо радикально изменить ситуацию в правоприменении и начинать с себя: «Чиновникам и милиционерам, судьям и прокурорам, предпринимателям – нам всем, каждому на своем рабочем месте». Да что там, «от мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России», говорил Владимир Путин на недавнем расширенном заседании Госсовета.

В последнее время призывы в чем-то помочь родине в самых разных областях звучат чаще обычного. Логика такая: государство повернулось к вам лицом – повернитесь и вы лицом к государству. Сейчас оказывается, что «именно воля людей, их прямое участие в судьбе России стали решающей силой, позволившей добиться всего, что было сделано за эти восемь лет». Но у нас еще много нерешенных проблем, и только вместе мы их преодолеем. Похоже, власти всерьез рассчитывают на силу «надо» и «необходимо», полагая, что они могут заменить структурные реформы и экономические стимулы.

Теоретически это может работать. Многие компании успешно применяют нематериальную мотивацию, говоря сотрудникам: да, мы действительно вам недоплачиваем, но зато вы работаете в самой успешной компании на рынке и на вас отражается часть нашей общей славы. Если компания не лидер, она все равно должна быть в чем-то уникальна.

Например, в ней можно открывать дверь к начальникам ногой или ходить в гавайских рубашках, тогда как у конкурентов – только в костюмах.

Есть примеры удачного применения методов нематериальной мотивации и для модернизации страны. В СССР это получалось благодаря энтузиазму, порожденному социалистическим проектом, созданной затем мощной идеологической машине, при необходимости поддерживаемой репрессиями. Но уже в 1970-е такая мотивация практически перестала работать.

Заработает ли сейчас? Если корпоративная культура спускается сверху, в нее, по крайней мере, должна верить критическая масса ее носителей. Никто не будет соблюдать правила дорожного движения, до тех пор пока начальник ГИБДД через две сплошные выезжает на встречную, сбивает женщину, пострадавшая берет вину на себя, а спустя неделю чиновника награждают почетной грамотой правительства «за большой вклад в обеспечение безопасности дорожного движения и высокие результаты своей деятельности». Но российские граждане, без зазрения совести бросающие мусор в девственных лесах отечества, оказавшись в обществе, где так не делают, тоже начинают вести себя по-другому.

Пока какое-то явление остается нормой, оно не воспринимается как проблема. Согласно свежему опросу ФОМ, 60% респондентов считают, что россияне не соблюдают законы, потому что «вынуждены это делать», а вовсе не из неуважения к ним, и есть даже 14% тех, кто полагает, что плохие законы можно вообще не соблюдать.

Вряд ли это можно переломить лозунгами, но если уж очень хочется, то начать надо действительно с себя. Например, Дмитрий Медведев уверен, что за 3–4 года демографическая ситуация в России стабилизируется. А что думает по этому поводу его супруга?