От редакции: Сила двоевластия

Юлия Тимошенко выступила с неожиданной инициативой – предложила провести всеукраинский референдум, в ходе которого избиратели должны выбрать между парламентской и президентской формой правления. По итогам плебисцита одна из должностей – президента или премьера, по мнению Тимошенко, должна быть упразднена. «Абсурдно, когда страной руководят два должностных лица – президент и премьер-министр – с совпадающими функциями и полномочиями. Это рождает хаос в управлении и создает систему разрушительного противостояния, ослабляет страну. Надо убрать двоевластие в стране», – заявила она в интервью газете «Зеркало недели».

Тимошенко сделала еще одну заявку на единоличную власть. Если идея референдума будет принята, она имеет шансы стать «хозяйкой в доме», не меняя должности. А если народ предпочтет оставить только президента, может побороться и за этот пост. Вряд ли ее заявление просто эмоциональный выпад. Противоречия системы власти в соседнем государстве известны. Принятая еще при Леониде Кучме и вступившая в силу в начале 2006 г. конституционная реформа превратила страну из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику. Полномочия президента и утверждаемого большинством депутатов премьера нередко переплетаются. В частности, не ясно, кто назначает губернаторов, каковы полномочия президента и премьера и их аппаратов в назначении заместителей силовых министров. Наконец, один параграф статьи 90 конституции позволяет президенту распускать Верховную раду, если депутаты месяц не проводят пленарных заседаний, другой запрещает роспуск Рады раньше чем через год после досрочных выборов. Недостатки современной конструкции власти и необходимость изменений осознают все участники политического процесса. Планы конституционной реформы, усиливающие роль президента при назначении министров и утверждении состава правительства, есть у Виктора Ющенко. Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко и большая часть бизнеса против резкого смещения баланса в пользу главы государства. Нынешнее распределение сил представляется им гарантией от чрезмерной концентрации власти.

Недостатки сложившейся политической системы Украины многие считают преимуществами. Нынешний баланс власти создает институциональные основы выживания политической силы – и тех, кто ее финансирует и поддерживает, – в случае поражения.

Простые граждане и бизнес тоже научились обращать постоянство украинской нестабильности и двоевластия себе на пользу. ВВП страны ежегодно рос в 2006–2007 гг. на 7,3%, промышленное производство увеличилось на 10,2% в 2007 г. и на 6,2% в 2006 г.; реальные доходы населения – на 12,5% и 13,8% соответственно.

Ясно выраженной поддержки изменения политической системы в ту или иную сторону нет. По данным «ФОМ-Украина», 32% опрошенных поддерживают нынешнюю систему власти; 23,5% поддерживают усиление полномочий президента; 11,5% – парламента. А по данным Киевского института управления им. Горшенина, за укрепление власти главы государства выступают 32,6%; 31,9% поддержали бы усиление парламента.

В ближайшие месяцы Россию также ожидает если не двоевластие, то переходный период, в продолжение которого полномочия будут перетекать от одной команды к другой. Ни среди экспертов, ни среди заинтересованных групп пока нет ясности, как после мая будут распределяться полномочия, что снова создает неопределенность в системе.

В нынешней схеме российской власти стабильность основана на непубличных договоренностях главных игроков. Но если строго по закону, то и в России многие полномочия президента и премьера, а также их аппаратов переплетаются (статья 114 Конституции дает правительству значительные полномочия). Теоретически предметами спора между людьми, занимающими посты президента и премьера, в России могут стать и правительственные назначения, и экономическая и внешняя политика.