От редакции: Цена заговорная

Примерно так же, как американские финансовые власти заговаривают кризис, российские заговаривают инфляцию. Вице-премьер Александр Жуков заявил на днях, что правительство пока не планирует пересматривать прогноз на 2008 г. Зампред ЦБ Алексей Улюкаев хоть и предположил, что прогноз ЦБ может быть пересмотрен в июне, но в то же время считает, что есть шанс уложиться в заявленные правительством 8,5%. Между тем в январе – феврале инфляция росла опережающими темпами, а основные факторы ее роста сохранятся до конца года.

В январе инфляция составила 2,3%, в феврале – 1,2% (более 12% в годовом исчислении). Замораживание цен на основные продукты питания эффекта не принесло. По признанию Улюкаева, на рост инфляции влияют три основных фактора: рост мировых цен на сырье, приток капитала в Россию и рост бюджетных расходов.

Аналитики «Тройки диалог» в обзоре «Инфляция в СНГ – внутренние и внешние факторы» также отмечают, что рост потребительских цен во многом зависит от подорожания сырья в мире, особенно в странах, где значительная часть доходов населения расходуется на продовольствие. Инфляция в России ниже, чем на Украине и в Казахстане, поскольку россияне тратят на продукты около 30% доходов, а украинцы и казахи – 55–60%. Однако растут цены не только на продовольствие, но и на непродовольственные товары (0,6% в феврале в России – беспокоится Улюкаев), в чем эксперты винят прежде всего мягкую бюджетную политику: на Украине и в России 2007 год характеризовался значительным ростом расходов бюджета (примерно на 40% в обоих государствах) – во многом предвыборным. Замминистра финансов Антон Силуанов на днях сообщил, что расходы регионов в 2007 г. также росли быстрее доходов: 32,3% против 28,5%. В результате профицит бюджетов сократился на 71,8%, количество профицитных регионов уменьшилось с 54 до 50, а дефицитных – возросло с 33 до 36. Минфин обещал жестко отбирать дополнительные расходы регионов при подготовке федерального бюджета на 2009–2011 гг. и сокращать субсидии регионам.

Ну а 2008 год в России считать послевыборным можно с большой долей условности: обещания Владимира Путина по индексации пенсий, пособий и зарплат будут выполнены. Нельзя исключать и новых трат в течение года.

По оценке Евгения Гавриленкова из «Тройки диалог», удержать инфляцию в рамках 10% можно при росте расходов не более чем на 13–15%, но в реальности рост составит минимум 25–26%.

На фоне турбулентности на мировых фондовых рынках цены на сырье пока продолжают расти. Тот же кризис обеспечивает привлекательность рынков развивающихся стран, в том числе России. Хотя в январе – феврале зафиксирован отток капитала из России в размере $15–20 млрд, ЦБ и Минфин ожидают возобновления притока во II квартале. Консервативность ЦБ и правительства в годовом прогнозе притока капитала (на уровне $40 млрд) выглядит более обоснованной, чем в прогнозе инфляции. Приток средств в фонды, ориентированные на российские акции, с декабря по март составил $1,7 млрд, в фонды стран BRIC – около $980 млн (а они также тратят на Россию 20–25% средств). Несмотря на снижение возможностей кредитования и размещения облигаций, приток частного капитала в развивающиеся страны в 2008 г. снизится совсем немного (по прогнозу Международного института финансов, с $782 млрд до $730 млрд). Растущая цена на нефть и газ – основные экспортные товары России – также не обещает снижения притока капитала.

Борьба с инфляцией заявлена как приоритет денежной политики 2008 г., однако единого представления о том, как бороться и сколько сил на это тратить, у властей нет. В то время как зампред ЦБ беспокоится о перегреве экономики и несоответствии роста зарплат и производительности труда, Минэкономразвития пишет концепцию стимулирования роста ВВП, а Минсельхоз призывает на законодательном уровне закрепить принцип регулирования цен.