От редакции: Шаг к согласию

Пока развитые страны пытаются обезопасить себя от инвестиционной активности суверенных фондов из стран развивающихся, меняются сами экономические условия, в которых существует этот конфликт. Возможно, скоро США понадобятся внешние инвестиции как раз в «геополитических целях».

Минфин США и суверенные фонды Сингапура и Объединенных Арабских Эмиратов подписали меморандумы о принципах взаимоотношений (см. статью на стр. А3). Решения фондов об инвестировании должны быть основаны исключительно на «коммерческих основаниях», а не осуществляться для достижения «геополитических целей» контролирующих их правительств. Фонды обязались поддерживать уровень открытости, принятый для частных инвестфондов. Власти США обязались предоставить всем инвесторам равные условия и не создавать протекционистских барьеров.

Это первое подобное соглашение – необходимость специальных правил для суверенных фондов обсуждается на Западе уже два года. Размеры фондов быстро растут благодаря росту цен на нефть, сейчас, по разным оценкам, их совокупные активы составляют $3,2–3,5 трлн. Это все еще немного – около 2% мировых финансовых активов, но Запад пугает динамика роста и, что существеннее, опасность политически обусловленных стратегических инвестиций (ведь фонды государственные). Над комплексом универсальных правил работают МВФ и ОЭСР. Запад хочет оценивать политику инвестирования фондов и получать подробную финансовую отчетность. «Правильной» политикой является инвестирование в большое число миноритарных пакетов акций. Для фонда, ставящего своей целью сохранение сверхдоходов от экспорта, подобная диверсификация полезна. Что касается открытости, то контроль со стороны по крайней мере своего общества также не повредит.

При этом проекты регулирования инвестиций суверенных фондов, не учитывающие мнение самих фондов, кое-кого обижают. Недавно глава корпорации Dubai World султан Ахмед бен Сулайем, например, предположил, что в случае введения Западом законодательных ограничений для инвесторов «из определенных географических регионов» эти инвесторы просто уведут свои деньги в другое место. Такое место есть: это сами развивающиеся страны. Приток частного капитала в них вырос в 2007 г. на 37% до $782 млрд, подсчитал Институт международных финансов.

Инвестиционная привлекательность развивающихся стран обеспечивается высокой доходностью, ростом цен на сырье, доходов населения и курсов местных валют.

Испуг перед фондами не помешал развитым экономикам – и прежде всего американской – привлечь их деньги во время кризиса ликвидности. В 2007 г. China Investment Corporation (CIC) потратила $5 млрд на акции Morgan Stanley, этому предшествовали инвестиции Temasec в банк UBS, Abu Dhabi Investment Authority, сингапурского GIC и кувейтского фонда – в Citigroup и той же CIC – в фонд Blackstone.

Впрочем, пока положение Citigroup и Morgan Stanley все еще шаткое. А на Bear Stearns уже никто из суверенных фондов не польстился. У развитого Запада сегодня позиция на переговорах с развивающимся Востоком гораздо слабее, чем еще год назад. И договоренность США с двумя фондами можно интерпретировать не как способ ограничить их воздействие на экономику страны, а как способ привлечь и задержать их в экономике страны. Возможности ФРС влиять на мировую финансовую систему становятся все более ограниченными. Развивающиеся страны в современном мире многое могут (см. комментарий Олега Вьюгина на этой странице), но пока предпочитают помогать США поддерживать статус-кво.

Здесь снова появляется вопрос о мотивации инвесторов. Является ли для них мотивом поддержание мировой финансовой системы в ее нынешнем виде? При всех трудностях с прогнозами (возможно, система уже необратимо меняется) этот мотив вполне может оказаться важным для арабских, азиатских или российских фондов.