От редакции: Железный доход

Добрососедские межгосударственные отношения, снятие всех и всяческих границ, сокращение вооружений и мир во всем мире остаются мечтой утопистов и благонамеренных политиков. Мировой рынок обычных вооружений будет уверенно расти в ближайшие годы – большинство стран предпочитают следовать римской мудрости: «Хочешь мира – готовься к войне».

Специалисты считают, что пополнение и модернизация парка обычных вооружений – артиллерийских орудий, танков, боевых самолетов и вертолетов – будут массированными темпами идти и в сверхдержавах, и в обычных странах. По прогнозам американской исследовательской компании Forecast International, в ближайшие 10 лет с конвейеров военных заводов сойдут 6900 танков на сумму $27,9 млрд и 3345 истребителей-бомбардировщиков стоимостью $164,5 млрд. Для обучения пилотов до 2017 г. дополнительно потребуется более 1500 учебно-тренировочных самолетов ценой $17 млрд. Отечественные эксперты Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) сомневаются в точности прогнозов, они считают рынок вооружений непредсказуемым вследствие его зависимости от быстро меняющейся политической конъюнктуры. Но они согласны с общим выводом американских специалистов – рынок обычных вооружений будет расти в объеме и одновременно разделяться на дорогой и относительно дешевый сегменты. В первый Forecast International зачисляет американские и европейские образцы боевой техники, во второй – обычные вооружения производства России, Китая и Пакистана. В последние годы Россия прочно заняла второе место в мире по экспорту обычных вооружений после США, в 2007 г. объем российских поставок превысил $7 млрд. По данным комиссии американского конгресса, США получили 36% мировых доходов от продажи оружия, Россия – 28%, значительно опережая Германию и Францию (11% и 6% соответственно).

Сможет ли отечественный ВПК сохранить свое нынешнее положение на мировом рынке вооружений? Спорить за место в зарубежных армиях российским танкам и самолетам придется с производителями дорогой и высокотехнологичной техники из развитых стран и новыми игроками, которые попытаются завоевать свою долю за счет низких цен. В ближайшие годы, как полагают эксперты ЦАСТ, российская продукция сможет выдержать конкуренцию на оружейном рынке.

Американский «Абрамс» и французский «Леклерк» превосходят российские Т-80 и Т-90 в компьютеризации систем вождения, наблюдения и ведения огня. Это снижает риски ошибок экипажа, но полностью человеческий фактор, конечно, не устраняет. При этом Т-80 и Т-90 проще в управлении и обслуживании, их агрегаты не уступают в надежности западным, что немаловажно в странах третьего мира, где непросто найти квалифицированный персонал. Т-80 в зависимости от модификации стоит $1,3–2 млн, Т-90 – $2–2,7 млн, тогда как «Абрамс» – $5 млн, а «Леклерк» – 4 млн евро. Аналогичная ситуация и в авиации: модернизированные отечественные «МиГи» и «Су» в 1,5–3 раза дешевле сопоставимых по боевым качествам американских и французских самолетов. Поэтому многие страны, в том числе не бедные Малайзия и Греция, меняют поставщиков и выбирают российскую технику не из-за политических пристрастий, а по соотношению цена – качество.

Дешевая китайская и пакистанская техника из-за низкой надежности может выдержать соревнование с российской только у непритязательных покупателей. В ближайшие годы доля России на мировом оружейном рынке если и сократится, то несущественно. Однако это не повод почивать на лаврах. Китайские мастера уже научились копировать двигатели для российских истребителей и останавливаться на этом не будут. Если не ускорить научно-исследовательские и конструкторские работы и их внедрение в производство, российская техника окажется неэффективной для взыскательных клиентов и слишком дорогой для небогатых стран.