От редакции: Власть и деньги

В российском обществе сложилось убеждение: кресло депутата или чиновника способствует сохранению и умножению капитала. По данным «Левада-центра», должности депутата и чиновника считают высокодоходными 26% и 24% опрошенных. По этому показателю чиновники и депутаты опережают поп-звезд (21%) и бизнесменов (15%). Богаче депутатов и чиновников, по мнению граждан, только банкиры. В двух палатах российского парламента 12 миллиардеров (по оценке американского Forbes).

Депутаты косвенно подтверждают мнение о себе и чиновниках как о богатых людях, которые не хотят предавать гласности данные о своем имуществе. В пятницу Госдума отклонила поправки в закон о госслужбе. Законопроект, подготовленный депутатами Александром Бабаковым, Валерием Зубовым и экс-депутатом Александром Чуевым, предусматривал, что декларировать доходы и публиковать эти данные должны сами чиновники, претенденты на госдолжности и их близкие родственники. Однако против принятия закона выступили правительство, комитет Госдумы по делам Федерации и региональной политики. «Предоставление сведений о доходах, об имуществе близких родственников государственных гражданских служащих не отвечает требованиям справедливости, адекватности и соразмерности для защиты конституционно значимых ценностей», – гласит заключение комитета.

Этой адекватностью и соразмерностью, видимо, и объясняется то, что слияние госслужбы и бизнеса давно не воспринимается как дикость. Депутаты последовательно защищают себя и чиновников от общественности. Ключевой закон «О борьбе с коррупцией» много раз обсуждался, затем отклонялся и оседал в думских кабинетах. Так случилось с проектом, подготовленным Борисом Ельциным в 1998 г., и с депутатскими вариантами 2001 и 2002 гг.

Депутаты Госдумы в 2003 г. отменили статьи Налогового кодекса, которые давали фискальным органам возможность проверять расходы на приобретение дорогой недвижимости, автомашин и пакетов ценных бумаг и право доначислить налог. Картина не изменилась и в четвертом созыве. Разработанные Высшим арбитражным судом поправки в закон «О статусе судей», которые предусматривали обязательное декларирование доходов судьями и кандидатами в судьи, внесены в Госдуму летом 2006 г. и лежат с тех пор без движения.

Россия, ратующая за единые международные стандарты борьбы с преступностью, медлит в принятии законов и других правовых актов, облегчающих трансграничную борьбу с коррупцией. Конвенцию ООН против коррупции 2003 г. Россия ратифицировала в марте 2006 г., Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. – в июле 2006 г. Реформировать отечественные законы в соответствии с международными обязательствами в сфере борьбы с коррупцией должна созданная в феврале 2007 г. указом президента межведомственная рабочая группа. Группа, утверждает правительство, «разработала проект федерального закона, предусматривающий комплексное внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанные с прохождением госслужбы Российской Федерации».

Более того, слияние власти и капитала давно уже воспринимается не как временное упущение или особенность переходного периода. Это норма и для очень многих граждан желаемый ориентир, то, к чему нужно стремиться. По данным недавно вышедшего «Европейского социального исследования», в котором принимала участие и Россия, выяснилось, что по уважению к ценности «власть – богатство» россияне опережают большинство европейских стран. Треть выпускников МГУ им. Ломоносова, по одному из опросов, мечтают о госслужбе, еще 30% хотели бы устроиться в крупные российские или зарубежные компании. Госслужащие уже составляют больше половины среднего класса, считают эксперты Института социологии РАН, выпустившие доклад «Городской средний класс в современной России».