От редакции: Огнетушение

Призывы бойкотировать Олимпиаду в Пекине из-за подавления китайскими властями беспорядков в Тибете не приведут к волне отказов от участия. Олимпиады давно стали большим бизнесом, в котором старые гуманистические принципы неуместны. Но даже большому бизнесу нужен хороший пиар – олимпийскому движению придется постепенно меняться.

Эстафета олимпийского огня проходит с большими трудностями. Еще церемония его зажжения в Афинах 24 марта сопровождалась протестами активистов организации «Репортеры без границ». Затем протесты были во время самой эстафеты в Афинах, Лондоне. Вчера в Париже, несмотря на плотное полицейское оцепление, протестующие трижды добились цели – факел тух, и его приходилось зажигать от резервной лампады. В Турции и Казахстане эстафета прошла мирно, как и в Петербурге (правда, там ее чуть не остановили поклонники одного из факелоносцев – футболиста Андрея Аршавина).

До этого с заявлениями о возможном бойкотировании Олимпиады выступали политики (в частности, президент Франции Николя Саркози, председатель Европарламента Ханс-Герт Поттеринг). Впрочем, до конкретных шагов дело не дойдет. Реальных причин бойкотировать Олимпиаду ни у спортсменов, ни у политиков, ни у бизнеса нет.

Политика, безусловно, присутствовала в решении отдать Китаю Олимпиаду-2008. Но речь шла не столько о попытке заставить китайские власти лучше соблюдать права человека, сколько о стремлении простимулировать соблюдение международных правил игры в экономике. Это было признание сильного игрока, который долго такого признания добивался. В сравнении с Берлином-1936 или Москвой-1980 Пекин-2008 – во многих отношениях более терпимый выбор. Конечно, можно надеяться, что такой форум, как Олимпиада, окажет долгосрочное культурное воздействие на китайское общество, отчасти поспособствовав росту демократических настроений. Но формального аванса не было, и нынешние демонстранты зря требуют его вернуть якобы из-за невыполнения условий.

В более общем смысле протестующие пытаются апеллировать к традиционным гуманистическим ценностям олимпийского движения. Но эти ценности противоречат не только политическим, но и прежде всего бизнес-целям современных олимпиад. Олимпиады давно уже не подчиняются одному из главных принципов, придуманных Пьером де Кубертеном, – «Главное – не победа, а участие».

«Победа любой ценой» – вот более подходящий слоган.

Это касается спортсменов, превратившихся из воспетых де Кубертеном любителей в профессионалов, не жалеющих своего здоровья ради достижения цели. Потому что победа – это не только слава, но и призовые деньги, рекламные контракты, выход на новый рынок, где тебя оценят выше. К сожалению, зачастую это необходимое условие для обеспечения дальнейших тренировок. Профессионализация же привела к тому, что спортсмен не может зарабатывать ничем, кроме спорта, на это у него есть десяток лет или чуть больше.

Победа любой ценой нужна и организаторам и спонсорам. Олимпиады превратились в дорогостоящие бизнес-проекты. Олимпиада-2004 в Афинах обошлась более чем в $6 млрд. Олимпиада-2012 в Лондоне за три года подорожала с $4,8 млрд до $18 млрд. На зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи Россия планировала потратить $12 млрд, но потратит значительно больше (сейчас не ясно сколько).

Большой спорт (и олимпиады как его часть) давно стал глобальной индустрией развлечений, товаром, который покупает потребитель вместе с билетом на стадион или просто телевизором. Таких потребителей – и прежде всего в развитых странах – гораздо больше, чем тех, кто выходит на улицы в поддержку тибетских монахов.

Но надо учитывать, что потребитель в развитых странах любит, чтобы все было законно. Право потребителя для него – часть прав человека. Так что бесследно для нынешней и будущих олимпиад нынешние протесты не пройдут.