От редакции: Капкан победы

СССР, США, Пакистан и Афганистан 14 апреля 1988 г., 20 лет назад, подписали Женевские соглашения, призванные закончить войну в Афганистане. Москва обязалась вывести из соседнего государства свои войска, а Исламабад и Вашингтон – прекратить финансовую и военную помощь исламской оппозиции. Режим Наджибуллы в свою очередь должен был активизировать диалог между различными группами внутри страны.

Решение казалось тогда единственно правильным. Брежневское Политбюро, принимая решение о вводе войск в Афганистан в декабре 1979 г., надеялось, что «интернациональная помощь» позволит установить в Кабуле дружественный режим. Лидеры КПСС проигнорировали возражения военных и востоковедов, напоминавших о том, что ни Великобритании в XIX – начале ХХ в., ни самому СССР в 1929 г. не удалось установить контроль над Афганистаном. Опасения экспертов оправдались: ввод Советской армии объединил разношерстную афганскую оппозицию в борьбе с «неверными». Ограниченный контингент был втянут в затяжную антипартизанскую войну, которая не приводит к победе сильнейшей стороны. В 1982–1985 гг. в Афганистане находились около 120 000 советских солдат и офицеров, а всего за неполные 10 лет через ограниченный контингент прошли 620 000 военнослужащих. Армия, КГБ и МВД, по данным исследования «Россия и СССР в войнах XX в.: потери вооруженных сил», недосчитались более 15 000 человек убитыми, около 54 000 ранеными, почти 11 000 стали инвалидами по ранению и болезни. Афганистан лишился около 1 млн человек – преимущественно мирных жителей – погибшими. Более 2,5 млн человек из 15 млн жителей покинули страну. Советская помощь – 8 млрд инвалютных рублей в 1978–1989 гг. для поддержки промышленности, сельского хозяйства и строительства дорог отчасти компенсировала экономический ущерб, но была недостаточной для модернизации отсталой страны. Новое советское руководство осознало, что материальные, политические и общественные издержки сохранения ограниченного контингента слишком велики. Экономическое положение Советского Союза становилось все более тяжелым. Сыграло свою роль и общественное мнение: многим в стране стало очевидным, что СССР пытается достичь неясной цели негодными средствами.

Однако, как показали дальнейшие события, последствия вывода войск были не до конца просчитаны всеми участниками соглашения.

Москва согласилась на подписание договора, не имея возможности контролировать его соблюдение другими сторонами. Военная и финансовая помощь исламистам не была прекращена, изменились лишь каналы поставок. Правительство Наджибуллы до поры до времени удерживало власть, но после распада СССР Москва прекратила поставки вооружения и боеприпасов Кабулу. Светский режим был сметен почти мгновенно.

Пакистан и США также вряд ли могут записать Афганистан себе в актив: они не контролировали настроения в лагерях повстанцев. Воспитанные там радикальные исламисты – талибы начали новую гражданскую войну. Их победа – захват Кабула в 1996 г. и установление годом позже контроля над большей частью Афганистана – обернулась превращением некогда архаичной, но спокойной страны в базу сетевых террористических организаций.

После сентябрьских терактов 2001 г. США и их союзники начали в Афганистане новую войну. Но пока режим Хамида Карзая контролирует лишь небольшую часть территории. Страна превратилась в мировой центр производства наркотиков и стала головной болью не только для стран антиталибской коалиции, но и для всего мирового сообщества. США и их союзники по НАТО рано или поздно должны будут передать контроль над Афганистаном национальному правительству и вооруженным силам. Но гарантии стабильности обеспечить вряд ли удастся. Ведущие державы ХХ в. на своем опыте убедились, что эффектно войти в Афганистан гораздо легче, чем выйти из него триумфаторами.