От редакции: Двойной портрет

Отечественная политическая традиция рассматривает портрет первого лица в кабинете и его замену с приходом нового правителя как необходимую демонстрацию лояльности. В кабинетах некоторых госслужащих уже появились портреты Дмитрия Медведева. Согласие Владимира Путина занять пост председателя «Единой России» означает, что нынешний президент, уходя, остается. Более полутора миллионов российских чиновников и руководителей госкомпаний в недоумении: если портретов должно быть два, то как их располагать? Кто слева и кто справа? А если вертикально, то кто над кем?

Как изменится нынешний баланс власти в конфигурации «президент Медведев – премьер Путин», пока не ясно. С инаугурацией Дмитрия Медведева и утверждением на следующий день Владимира Путина в должности председателя правительства период «технических» премьеров уйдет в прошлое. Сила президентской вертикали опирается на негласные соглашения ключевых игроков. Но в новых условиях Владимир Путин может потребовать вернуть правительству его законные полномочия. Прерогативы президента и премьера и их аппаратов пересекаются по многим вопросам. 114-я статья Конституции дает премьеру значительные полномочия в областях, традиционно считающихся в России «царскими»: в определении приоритетов внешней политики, в сфере оборонной и кадровой политики. Теперь, когда Владимир Путин станет одновременно премьером и лидером партии, которая имеет конституционное большинство в Госдуме и контролирует почти все региональные парламенты, взаимоотношения двух лидеров могут стать еще более запутанными.

Владимир Путин получил значительные рычаги влияния на Кремль: «Единая Россия» может заблокировать прохождение президентских законопроектов через парламент. Контролируемые партией региональные законодательные собрания способны противостоять назначению на губернаторские посты людей из команды Медведева. Депутаты могут принять любой закон, подготовленный партией и правительством Владимира Путина, 315 голосов единороссов по 107-й статье Конституции достаточно, чтобы преодолеть вето президента. Дмитрий Медведев располагает более скудным набором рычагов влияния на премьера и Белый дом.

Если Медведев вдруг захочет сменить премьера, то Госдума в ее нынешнем составе откажется утверждать любого другого кандидата.

Глава государства согласно 109-й статье Конституции может распустить Думу. Но если депутаты объявят недоверие новому правительству, роспуск будет невозможен до декабря 2008 г. Президент может не утвердить предложенные премьером кандидатуры министров, а с декабря 2008 г. получит возможность отправить правительство в отставку и в случае неутверждения нового премьера Госдумой назначить новые выборы депутатов. Впрочем, президент готов к усилению роли премьера и парламента. «Мы можем сделать практический шаг к более полному раскрытию заложенного в Конституции России политического потенциала правительства и Федерального собрания», – заявил Дмитрий Медведев на съезде ЕР.

Это может означать постепенный дрейф России от президентской республики к президентско-парламентской. Это потребует уточнения полномочий правительства и определения прерогатив администрации президента. Последние сейчас никак не закреплены и позволяют расширять и сужать их до бесконечности. Пока перераспределение власти происходит «по-византийски», вне публичного и правового поля. Степень ослабления президентских полномочий и их возвращение Дмитрию Медведеву после переходного периода зависит от неформальных соглашений. Они определят (или уже определили), насколько кремлевская администрация сохранит сопоставимые с аппаратом ЦК КПСС политические и кадровые прерогативы и сможет ли новый президент расставить на ключевые посты в ней преданных ему людей. Принятие законов «О президенте» и «Об администрации президента» или отказ от их разработки покажет, намерены ли власти сделать перераспределение полномочий публичной и понятной обществу процедурой.