От редакции: Армия будущего

Руководители государства и военного ведомства не раз провозглашали, что намерены превратить российские вооруженные силы в боеспособную и современную армию. Создать такую армию без организации прочного тыла – высокого денежного довольствия, достойного медицинского обслуживания, обеспечения жильем и социальных гарантий для увольняющихся в запас офицеров и контрактников – невозможно. Пока начальное жалованье контрактника-мотострелка в Сибирском военном округе составляет 9500 руб. в месяц, десантника – 10 600 руб. (для сравнения: американский солдат вне горячих точек получает около $2700, а французский – около 2300 евро), трудно надеяться, что российская армия приблизится по ключевым показателям к американской или французской.

Желание российского армейского руководства значительно повысить уровень материального и социального обеспечения военных, выраженное в опубликованной на днях «Стратегии социального развития Вооруженных сил до 2020 г.», можно только приветствовать. Вряд ли кто-то будет протестовать против того, чтобы молодой рядовой-контрактник жил с семьей в 60-метровой квартире, а заслуженный офицер или старшина – в коттедже площадью 250 кв. м. Вопрос в том, насколько выполнима эта программа. По данным Минобороны, сейчас денежное довольствие составляет 75% от средней зарплаты по стране (т. е. около 10 125 руб., или $394 в 2007 г.). Генералы планируют, что жалованье военного в 2020 г. будет на 25% выше средней зарплаты. Но если верить соответствующей концепции Минэкономразвития, то контрактники и офицеры в среднем должны через 12 лет получать $3400.

Увеличение военных расходов, которые выросли с 551 млрд руб. в 2005 г. до 987 млрд руб. в нынешнем, еще не означает пропорционального роста жалованья – оно, по расчетам экспертов лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода, увеличилось за этот период на 30%. К сожалению, в концепции нет цифр общих военных расходов в 2020 г. Если предположить, что рост расходов и зарплат идет с постоянной скоростью, получаем в 2020 г. около 3,8 трлн руб. военных расходов и зарплату военнослужащего в 22 275 руб. Чтобы план Минобороны совпал с реальностью, курс доллара должен снизиться до 6,5 руб. за доллар.

Высвободить средства за счет сокращения вряд ли удастся – армию сократят с нынешних 1,1 млн до 1 млн к 2015 г. Следовательно, необходимо изменить структуру Вооруженных сил и расходов на оборону.

Армейские реформы, как показывает новейшая история России, идут крайне трудно. Возможно, переход к контрактной армии к 2000 г. по указу Бориса Ельцина был действительно невыполним. Но вот Федеральная целевая программа перевода на контрактную службу частей постоянной готовности в 2004–2007 гг. закончена, средства освоены. Она стоила бюджету 79 млрд руб. Экс-министр обороны Сергей Иванов обещал в 2006 г., что число контрактников к моменту перехода на годичную срочную службу, т. е. к весне 2008 г., должно достичь 400 000. Но, как сообщил в декабре 2007 г. начальник главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал Василий Смирнов, их набрано всего 206 000. При этом условия службы профессиональных военных далеки от прописанных в контрактах, офицеры принуждают солдат-срочников заключать соглашения о трехлетней службе. Следствием этого стал четырехкратный (по данным Главной военной прокуратуры) рост преступлений, совершенных контрактниками в 2005–2007 гг., и их массовый отказ продлевать свои отношения с армией и флотом по истечении трех лет службы.

Сейчас можно помечтать о том, что, например, концепция Минэкономразвития реализуется и успешная экономика позволит профинансировать армию в параметрах, заложенных в концепции Минобороны. Но и в этом случае высока опасность, что при недостаточном общественном и парламентском контроле за армией и ее расходами, секретности значительной части оборонного бюджета социальное развитие армии превратится в очередное освоение бюджетных средств без достижения конечной цели – повышения боеспособности.