От редакции: Усушка людей

Система охраны труда в России остается дремучей, что ведет к значительным демографическим и экономическим потерям. По данным Минздравсоцразвития, ежегодно 180 000 человек умирают «по причинам, связанным с воздействием вредных и опасных производственных факторов», более 200 000 получают травмы на производстве, регистрируется 10 000 случаев профессиональных заболеваний. Экономика ежегодно теряет около 4% ВВП. «Сюда включаются расходы, связанные с назначением досрочных пенсий, выплатой больничных в случае временной нетрудоспособности, расходы фонда социального страхования, связанные с реабилитацией больных, средства обязательного медицинского страхования, расходующиеся в результате высокой заболеваемости работников», – сообщил вчера на Всероссийском съезде специалистов по охране труда замминистра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов.

Росстат считает немного по-другому: в 2006 г. 71 000 человек получили травмы, повлекшие утрату трудоспособности на один рабочий день и более (средний срок лечения – 28 дней), 7715 получили профессиональные заболевания. И добавляет: 2900 погибли, потери рабочего времени от несчастных случаев на производстве превысили 2,3 млн человеко-дней.

Частота инцидентов на производстве – 2900 на 100 000 работающих в России – не выглядит исключительной. В Великобритании, по данным Евростата, их 1658, в Испании – 2500. Во Франции и Финляндии происшествий на работе фиксируется значительно больше: 4926 и 6100 соответственно. Цифры не всегда отражают масштаб проблемы. Они могут разительно отличаться из-за различия в системе учета производственных инцидентов и традиций соблюдения законов в разных странах.

Показатели профессиональных заболеваний в нашей стране даже ниже европейских. В частности, во Франции, где занятых в 2,7 раза меньше, чем в России, число зарегистрированных больных в 5,5 (!) раза больше. Но эта разница также объяснима. По данным исследования Высшей школы экономики «Влияние здоровья на заработную плату и занятость: эмпирические оценки отдачи от здоровья», россияне часто работают на износ, предпочитая не замечать своих болезней.

Работать в России намного опаснее, чем в Европе. В нашей стране на 100 000 работающих приходится 12 погибших, тогда как в Великобритании – 1,4, в Италии – 2,6, во Франции и Финляндии – двое.

Потери от производственного травматизма в России превышают аналогичные показатели Франции (около 2% ВВП) и других развитых стран.

Причины известны. Россияне, работающие на вредных производствах, редко требуют от работодателей обеспечения безопасности и улучшения условий труда, опасаясь увольнения или перевода на низкооплачиваемую работу. Они редко берут больничные, которые оплачиваются не по полной ставке. 40% опрошенных ВЦИОМ, почувствовав признаки болезни, занимаются самолечением или не обращают внимания на болезнь. Работодатели не вкладываются в охрану труда, считая потраченные на нее средства излишними накладными расходами.

Минздравсоцразвития в конце 2007 г. разработало Программу действий по улучшению условий и охраны труда. По словам Сафонова, проект в высокой степени готовности, министерство надеется, что после окончательного рассмотрения в трехсторонней комиссии по трудовым отношениям реализация программы начнется во второй половине 2008 г. Программа содержит ряд целевых показателей снижения смертности и травматизма, предусматривает сплошную аттестацию рабочих мест и разработку системы управления профессиональными рисками.

Нынешняя система страхования лишь реагирует на страховые случаи, причем выплаты работникам невелики и не зависят ни от отрасли, ни от индивидуальных рисков. Учет индивидуальных рисков и использование индивидуальных страховых тарифов может быть выгодно и работодателю, и работнику – в конце концов улучшение условий труда ведет к росту производительности и продлению эффективного трудового возраста работника.

Речь идет о том самом человеческом капитале, беспокойство о развитии которого стало популярным риторическим приемом.