От редакции: Нефтяной консервант

Нефтяное благополучие российской экономики по-прежнему позволяет откладывать реформы, необходимые для развития институтов. Аналитики Альфа-банка в докладе «Время вернуться к программе экономических реформ?» приводят оценку выполнения основных задач, которые правительство ставило себе восемь лет назад (к слову, выполняя при этом задачу Минэкономразвития, которое в своей концепции-2020 подобного анализа не провело).

Из трех блоков реформ (финансовая инфраструктура, развитие промышленности, государственное управление) относительно результативно шли реформы только в первом: финансовая, налоговая и банковская. Создание cтабфонда, снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога, введение системы страхования вкладов стали факторами успеха экономической политики последних лет. При этом либерализация банковской системы толком не состоялась (проникновение зарубежных банков не превышает 12% от общих активов, в системе по-прежнему доминируют госбанки), а пенсионная реформа провалилась.

Во втором блоке на бумаге осталась реформа ЖКХ – тарифы растут, закон о концессиях не введен, структура сектора не изменилась. Снижение административного давления на малый и средний бизнес остается целью – их доля в экономике по-прежнему мала (17% от ВВП). Реструктуризация РЖД и «Газпрома» фактически снята с повестки дня, реформа РАО ЕЭС идет с большой задержкой во времени. В том, что касается госуправления, административная реформа была проведена, признана неудачной и теперь продолжается в новом направлении – под нового премьера.

Между тем Россия достигла за семь лет макроэкономической стабильности, радикально сократив внешний долг, увеличив профицит бюджета, накопив резервы в стабфонде и ЦБ, перевернув платежный баланс (в 2000 г. отток капитала составлял $24,8 млрд, в 2007 г. приток – $81,2 млрд). Но зависимость страны от экспорта углеводородов не снизилась. Все последние годы их доля в экспорте страны стабильно росла, достигнув 69% в I квартале 2008 г. Доля сырьевого сектора в доходах бюджета достигла в 2006–2007 гг. 50–60%. Сектор добычи полезных ископаемых остается и главным двигателем роста прямых иностранных инвестиций. Если его не учитывать, окажется, что объем ПИИ неизменен: от года к году около 1% от ВВП. Итак, доля топливного сектора в производстве ВВП невелика (5,8%), но эта отрасль остается главным источником денег для экономики.

Причем главные поставщики ПИИ – Нидерланды и Кипр (60–70% от всех ПИИ), что, скорее всего, означает репатриацию российских капиталов. В этом есть плюс – эти инвесторы обращают меньше внимания на мировой кризис, и есть минус – они обращают меньше внимания и на инвестиционный климат. Индекс инвестиционной привлекательности, рассчитываемый Альфа-банком, перестал расти с 2006 г.

Нынешний рост инфляции также во многом обеспечен структурными проблемами: ростом тарифов, ростом импорта, ростом зарплат, ростом бюджетных расходов. Проведение в жизнь структурных реформ могло бы снизить негативный эффект от мирового инфляционного тренда.

Специалисты Института экономики переходного периода, сравнивая группы индикаторов, относящихся к макроэкономике и качеству бизнес-среды, обнаружили, что при стабильном росте показателей макроэкономической группы Россия отличается от всего мира стагнацией показателей второй группы, касающихся прежде всего качества институтов.

В прошлом году, отвечая на вопрос о способе восстановления архитектурного ансамбля Царицына, Владимир Путин сказал: «Что касается мнения специалистов, то, конечно, чем богаче мы будем, тем больше мы будем прислушиваться к их мнению». Пока к мнению экономистов правительство прислушивается мало.

Нефтяная рента консервирует состояние институтов. Возможно, России нужен внешний стимул. Вступление в ВТО и ОЭСР, например, способствовало бы «импорту институтов», который удачно прошел в странах Восточной Европы. Правда, стремление следовать «особым путем» может помешать России и тут.