Конъюнктура: Главный козырь

Сразу после выборов Дмитрий Медведев сказал, что внешней политикой в России занимается президент. Но перемен в ней ждать не стоит, поскольку она слишком зависит от объективных факторов, самый главный из которых – ресурсный голод. Возобновляемые виды топлива и так называемую зеленую энергию нельзя производить по сопоставимым ценам и в тех же объемах, что невозобновляемые. Чрезмерное увлечение атомом сдерживается соображениями безопасности. Кроме того, доступ к урану есть далеко не у всех стран, а Россия, кстати, уже контролирует чуть менее трети уранового рынка Европы.

Возможно, в отдаленном будущем человечество сумеет изобрести принципиально новое топливо. Но в ближайшие десятилетия энергетической революции не будет. Значит, Россия получила в свои руки козырь, который не использовать глупо, – это абсолютное первенство по мировым доказанным запасам газа. Хорошо известно, что газ распределен по миру не так равномерно, как нефть. Три страны – Россия, Иран и Катар – контролируют, по западным оценкам, порядка 55% мировых доказанных запасов газа. Деление мира на мир запасов и мир потребления энергоресурсов становится все более верным.

Европейские политики, рассуждающие о диверсификации поставок энергоресурсов, поражают своей наивностью. Перспективных запасов газа в ЕС, кроме как в Норвегии, нет. Но она сможет увеличить добычу газа до 2015 г. максимум на 30 млрд куб. м. А ведь ЕС только к 2015 г. нужно дополнительно 140 млрд куб. м газа. Есть еще север Африки, откуда ЕС довольно успешно оттирает Россию (Ливия с точки зрения запасов по сравнению с Алжиром в газовой игре не такая большая величина, а попытки газового альянса с Алжиром успехом не увенчались). Но он в лучшем случае закроет 40–50 млрд куб. м.

Европа молится на рынок сжиженного газа. Но это слишком конкурентный сегмент рынка. А на запуск новых проектов требуются огромные деньги. Из-за этого в Катаре нелимитированное наращивание добычи затруднено. На рынке СПГ уже расталкивают друг друга локтями США, Китай и Япония, так что сомнительно, что ЕС найдет там неограниченные объемы газа. Поэтому Катар из европейского газового пасьянса выбывает.

Заигрывания с Центральной Азией – путь для ЕС тупиковый. Не потому, что не получится построить трубопроводы в обход России, а потому, что Россию денег они лишат, а нового газа не получат. Реальные запасы газа в регионе никому не известны. Ежегодник BP оценивает их крайне низко – ни одна страна региона не имеет доли в мировых запасах выше 1,7%. А ведь на этот газ претендует еще и Китай.

Среднесрочный конкурент у России на европейском рынке один – это Иран. Иран и станет основным направлением нашей внешней политики. России выгоднее направить иранский газ в Индию и Китай. Это позволит нам сохранить свои позиции на европейском газовом рынке, а значит, и нормальный политический диалог с ЕС. Новые добычные проекты без помощи иностранных компаний нам не поднять. Нужны технологии, кадры и разделение рисков. А за это Европа сама даст нам политические бонусы. Той же Норвегии Штокман интереснее членства Украины в НАТО.