Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2101 от 30.04.2008 под заголовком: От редакции: Казан, мангал

От редакции: Казан, мангал

Символом нынешнего Первомая можно назвать не яркие лозунги и многолюдные демонстрации, а лопату, садовые ножницы и мангал. Подавляющее большинство наших сограждан намерены отметить завтрашний День весны и труда на загородном пикнике, на даче или дружеским застольем. Все меньше россиян воспринимают 1 Мая как день солидарности трудящихся. По данным «Левада-центра», их всего 22%, среди молодежи – всего 7%.

Действительно ли россияне довольны тем, как защищены их трудовые права, сказать трудно. Но число тех, кто готов протестовать, по данным ВЦИОМ, сократилось с 5% в 2005 г. до 3% в 2007. По данным судебного департамента при Верховном суде, количество рассмотренных судами трудовых споров уменьшилось в полтора раза – с 620 000 в 2005 г. до 408 000 в 2007 г. Помог общий рост заработков: средняя зарплата по стране выросла с 6739 руб. в месяц в 2004 г. до 13 500 руб. в прошлом. Но если недовольство есть, выразить его организованно нелегко: статья 413 Трудового кодекса и отраслевые законы запрещают забастовки на железнодорожном и воздушном транспорте, предприятиях тепло-, водо- и энергоснабжения, если их проведение «создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей», не конкретизируя понятия угрозы жизни и безопасности. Другая статья (410) предписывает письменно уведомлять администрацию о забастовке не позднее чем за 10 дней до ее начала. Одобрить забастовку должно не менее половины работников предприятия. Эти нормы исключают проведение законных забастовок на производствах с многосменной организацией труда. Другая причина низкой активности работников в защите трудовых прав – сервильность официальных профсоюзов. Их представители, как это было на ВАЗе в августе 2007 г., нередко препятствуют забастовкам, которые организуют независимые профобъединения. Председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков назвал «неудачным методом борьбы» недавнюю забастовку локомотивных бригад Московской железной дороги. Это позволяет работодателям игнорировать требования работников о повышении заработной платы, увольнять и преследовать лидеров по-настоящему независимых профсоюзов. Создавшееся положение грозит в будущем серьезными проблемами в отношениях между работниками и работодателями и для экономики в целом.

Работники филиалов иностранных компаний, производительность труда которых не уступает показателям аналогичных производств в других странах, получают меньше, чем их коллеги в других странах. В частности, средняя зарплата на всеволожском заводе «Форд» только после последнего повышения – до 25 000 руб. ($1150) – вплотную приблизилась к зарплате бразильского завода «Форд» ($1200). Зарплата работника московского «Автофрамоса», где собирают автомобили Renault, в марте 2008 г. составляла 18 000 руб. ($760) – это на 30% ниже, чем на румынском заводе Renault. Но рабочие российских предприятий с иностранным участием находятся в относительно привилегированном положении – зарубежный менеджмент привык считаться с требованиями персонала. Рабочим других предприятий приходится труднее, а последствия их редких выступлений оказываются непривычно негативными для других граждан – как в случае с забастовкой московских железнодорожников.

Либерализация трудового законодательства и регламента проведения забастовок в пользу работников, о которой в последнее время активно заговорили официальные профсоюзы, конечно, нужна. Но работникам не стоит надеяться на резкий рост зарплат. В 2002–2007 гг. темпы роста зарплаты в России в 2,5 раза опережали темпы повышения производительности труда. Требование повысить зарплату и приблизить ее к уровню развитых стран – беспроигрышный лозунг. Но увеличение оплаты должно быть ответственным. России необходима законодательная регламентация условий коллективного договора, который предусмотрит права и ответственность всех потенциальных участников трудовых споров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать