Статья опубликована в № 2103 от 06.05.2008 под заголовком: От редакции: Упрощения просим

От редакции: Упрощения просим

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

История знаменитого проекта второй сцены Мариинского театра показательна для нашего времени. Первый крупный международный архитектурный конкурс, строгие условия соответствия среде, победа амбициозного проекта архитектора с мировым именем, государственный заказ, одобренный президентом, на $100 млн. В 2003 г. это воспринималось как прорыв, как первая крупная культурная инвестиция с Запада, которых нам так не хватает для возвращения в мировой культурный процесс. Затем, правда, последовали скандалы между автором, Домиником Перро, и заказчиком. Перро был отстранен от проекта, его заменил российский генпроектировщик, обязавшийся следовать проекту. И заказчик нес потери – руководство Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Роскультуры тоже менялось. Теперь новое обострение: то ли генпроектировщик отстранен госзаказчиком, то ли он таким способом пытается на госзаказчика повлиять. Между тем сроки переносятся, стоимость растет, проблем море – вернее, болото: петербургские грунты ставят под сомнение реализацию проекта в первоначальном виде, да и внешние чересчур технологичные решения вроде «золотой» оболочки скорее всего подпадут под упрощение.

Так и хочется увидеть в этом символ: вот пригласили мастера с Запада, когда нам нужно было признание. А потом, когда цены на нефть выросли, решили, что сами лучше освоим бюджетные деньги, и мастера погнали. А сами теперь будем строить до скончания века.

Все не так просто, и определить, кто больше виноват и в чем, вряд ли возможно. Но проблема как раз в том, что нам надо попроще. Мы не понимаем, когда включаться в мировой культурный процесс предлагают долго и дорого, мы в этом случае выбираем свой культурный процесс, доморощенный.

Проблема Мариинки-2 в самом общем виде – несоответствие уровня сложности проекта уровню развития инфраструктуры, уровню стройкомплекса, качества управления, просто уровню восприятия. Кто в этом виноват? Может быть, и Перро, не оценивший ситуации.

Это касается не только Мариинки-2. Пока ни один из громких проектов западных архитектурных звезд в России не реализован. Самым продвинутым можно считать «Москва-Сити», первые проработки которого начались еще в конце 1980-х и который был заранее целенаправленно обеспечен инфраструктурой (вопрос прозрачности инвестиций сейчас обсуждать не будем).

Тема исторического наследия здесь крайне важна. Необходимость соответствовать охранным нормам удорожает и усложняет любой проект. Другой скандальный питерский проект – 400-метровую башню «Газпром нефти» («Охта-центр») – можно считать в некотором смысле противоположностью Мариинке. Тут и несоответствие регламенту застройки, и протесты общественности, и предупреждения ЮНЕСКО, и ряд судебных исков, а проект потихоньку движется. То есть проектирование и строительство еще не начаты, но Смольный уже выбрал генподрядчика и заключил контракт с авторами архитектурной концепции. Благодаря этой концепции петербургская «историческая линия горизонта» попала уже во второй подряд список 100 мировых памятников, которым угрожает исчезновение (World Monument Watch – 2008).

Центр Петербурга был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО еще в 1990 г. по заявке СССР. Тогда нам тоже нужно было мировое признание. Сейчас у ЮНЕСКО мало шансов. Ведь строительство «Охта-центра» привлечет в Петербург огромные инвестиции, причем свои, отечественные. На этой неделе стало известно, что татарстанское управление Россвязьохранкультуры намерено приостановить строительство в охранной зоне Казанского кремля (также входящего в список всемирного наследия ЮНЕСКО) – эффективность угрозы культурных чиновников вызывает сомнения, ведь там кроме прочего строится здание республиканского минсельхоза.

Важно не кто строит, иностранец или местный, важно уважение к традиции, которое, видимо, уже не поддается восстановлению. А если так, то можно не переживать и принять московское отношение к традиции – с бульдозерами и бетономешалками. По данным Московского общества охраны архитектурного наследия, только за последние шесть лет в столице было разрушено более 200 объектов культурного наследия.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more