Правила игры: История vs. нефть

В учебниках истории назначение Владимира Путина премьер-министром станет, возможно, официальной датой завершения очередной попытки нашей страны пойти по демократическому пути развития. У 8 мая 2008 г. есть шанс встать рядом с 25 февраля 1730 г., когда Анна Иоанновна разорвала «кондиции», – моментом, когда Россия была, как никогда, близка к введению конституционной монархии и верхушечной демократии, и 6 января 1918 г., когда большевики, не согласные с результатом всенародных выборов, разогнали Учредительное собрание. (Конечно, запомниться могут и другие даты, например, 25 октября 1917 г., когда большевики совершили переворот, свергнувший временное, действовавшее до завершения выборов, правительство, или 3 декабря 2007 г. – день проведения первых за 15 лет недемократических выборов в Думу.) Состоявшееся назначение Путина премьер-министром формально конституционно. Но это если не радикальное изменение Конституции по существу, то по крайней мере попытка сохранить власть за политиком, которому Конституция сохранять эту власть запрещает.

Споры о том, что раз за разом приводит к столь печальному для российской демократии итогу, будут продолжаться столько, сколько будет стоять наша страна, т. е. вечно. До сих пор казалось, что и объяснения должны быть "вечными": последствия монгольского ига, необъятность территории и историческая тяга к экспансии, черты русского характера и особенности российского климата. До сих пор история и культура выигрывали за явным преимуществом, но, похоже, нефть, только в последние десятилетия ворвавшаяся в высший эшелон вечных российских объяснений, стремительно набирает очки. Наличие ресурса, не требующего от большинства особых усилий, видимо, позволяет россиянам одновременно больше ожидать и меньше требовать от правительства, управляющего ресурсом от общего имени. При наличии нефти и газа и высоких мировых цен на них руководству страны не требуется лезть из кожи вон, чтобы заслужить право оставаться у власти, а гражданам неинтересно, как власть устроена и кто там чем заправляет.

На ведущую роль нефти, а не истории и культуры в разрушении нашей демократии указывает и пример двух развитых европейских стран, еще 35 лет назад бывших полноценными диктатурами, – Испании и Греции. Имея примерно такой же исторический опыт демократии и свой собственный набор "вечных" объяснений, эти страны удивительно гладко перешли к многопартийной демократии.

Конечно, «ресурсное проклятие» – разрушающее действие высоких доходов от природных ресурсов на политические и экономические институты – существует не само по себе, его последствия зависят и от истории, и от культуры. Институты могут оказаться так прочны, что даже резкое повышение мировых цен на экспортируемый ресурс или открытие нового месторождения ничего не изменит. Даже в стране, у которой нет успешного опыта демократического развития, усилия элит и сознательность граждан могут предотвратить сползание в персоналистскую диктатуру со всеми ее неизбежными и неприятными последствиями. Все-таки ресурсы даются стране свыше. А проклятие они или нет, зависит от нас.