От редакции: Нормально, Григорий

Россияне признаются, что часто пользуются ненормативной лексикой. Сами от этой привычки избавиться не могут и хотят, чтобы им помогло государство. Матерится 61% граждан, отвечавших на вопросы языкового исследования ВЦИОМ.

Традиционно уровень табуированности матерной лексики в русском языке был высоким, выше похожих ограничений во многих европейских языках. Но за постсоветские годы барьеры стерлись, признаваться в использовании мата стало незазорно. При этом граждане озабочены состоянием языка: 78% считают, что надо вести борьбу за чистоту языка; 63% уверены, что заимствования и жаргонизмы наносят языку ущерб; 61% (столько же, сколько матерящихся) считают, что бороться за чистоту языка должно государство.

Этот языковой патернализм вполне укладывается в общее представление россиян о том, что государство должно о них заботиться. Такова еще советская привычка: тогда граждане роптали на всесильное государство, но матом ругались меньше, книжек читали больше, информацию в СМИ получали хоть и на выхолощенном цензурой, но стандартном русском языке.

Эксперты считают, что норма все-таки следует за языком. Большинство резких изменений в языке в последние 20 лет вызваны резкими социально-экономическими и технологическими изменениями. Тем не менее роль государства тут нельзя преуменьшать. Пропаганда языковой культуры – комплексная задача. Это задача для системы образования, которая должна привлекать и поощрять талантливых учителей. Это задача для политиков и СМИ, которые должны демонстрировать образцы языка. Это задача для семьи – только поколения, семейная традиция формируют культурную речь.

«Для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся», – писал Михайло Васильевич Ломоносов. Жаль, нет его с нами.