От редакции: Неуд по поведению

Президент Медведев вчера призвал выработать антикоррупционный стандарт поведения. Это должно стать одной из мер комплексного национального плана по борьбе с коррупцией (подробнее см. статью на стр. А2). Неделю назад глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина при обсуждении правительством прогноза социально-экономического развития до 2011 г. заявила, что для обеспечения высоких темпов экономического роста надо развивать «массовое инновационное поведение». Ранее государство проявляло беспокойство по поводу недостаточно активного инвестиционного поведения россиян или, скажем, отдельных недостатков нравственного поведения. Воплотить в жизнь идеи этого нового бихевиоризма властям будет сложно.

На поведение людей влияют биологические, психические и социальные факторы. Инстинкт самосохранения, голод, страх, пример соседа, общественные договоренности, законы. Факторы могут быть простыми и сложными. Задача формирования определенного долгосрочного поведения может быть решена с помощью системы стимулов.

Скажем, резкое повышение штрафов за нарушения правил дорожного движения очевидно изменило поведение водителей и пассажиров по крайней мере в одном: мы вдруг в массовом порядке стали пристегиваться. В феврале ГИБДД рапортовала, что за месяц действия новых правил число водителей, пользующихся ремнями безопасности, выросло на четверть. Отвечая на вопрос социологов фонда «Общественное мнение», почему они пристегивают ремень, водители чаще всего называли причиной заботу о собственной безопасности и нежелание платить штрафы. Отрицательный стимул (штраф) и положительный (осознание пользы для жизни, инстинкт самосохранения) оказались достаточными для корректировки поведения.

Пример с ремнями – простой. В случае с коррупцией, инновациями, инвестициями понадобятся более сложные решения. Коррупция в России институциональна, она исправляет недостатки неэффективно работающей системы управления. Проявив принципиальность в разговоре с чиновником, можно загубить собственный бизнес. Отказавшись платить врачу, можно поставить под угрозу жизнь родственника, которому требуется хирургическая операция. Какими должны быть стимулы, чтобы нивелировать такие издержки?

Стимулирование инвестиционного поведения сталкивается с той же проблемой. «Народные IPO» на данный момент не могут удовлетворить их участников, потому что стоимость приобретенных ими акций чаще падала, чем росла. Инвестиции вообще остаются достаточно рискованным делом, потому что право собственности в России не является чем-то незыблемым: случаи отъема бизнеса или изменения законов о собственности в целях соответствия «задаче момента» всем памятны.

Минэкономразвития хочет также стимулировать создание сбережений населением. Но нынешняя экономическая ситуация гораздо сильнее стимулирует граждан тратить – ставки по депозитам ниже инфляции, доверие населения к банкам недостаточно высокое.

«Массовое инновационное поведение», пожалуй, самое загадочное понятие из числа обнародованных. Но понятно, что такое поведение тоже не возьмется из воздуха, необходимо как минимум создать инфраструктуру внедрения инноваций, обеспечить защиту интеллектуальной собственности и возможность получения дохода.

Во всех случаях речь идет, в сущности, о возможности долгосрочного планирования. Если впереди вас ждет хорошая пенсия и дополнительные социальные блага, вы будете дорожить местом милиционера и не будете брать взятки (это правило действует, если за взятки увольняют). Если вы верите в неизменность институтов собственности и рынка, вы будете делать долгосрочные инвестиции.

Итак, для «улучшения» поведения нужны стабильность правил игры и доверие к институтам. Возможно, предлагаемый Медведевым комплексный национальный план по борьбе с коррупцией заложит основы этой подлинной стабильности. Это будет, без преувеличения, подвиг. До сих пор антикоррупционная практика сводилась к разработке законов о борьбе с коррупцией, которые никак не удавалось принять.