От редакции: Юбилей заступника

Десять лет назад, 22 мая 1998 г., Госдума с третьей попытки назначила депутата от КПРФ профессора-юриста Олега Миронова уполномоченным по правам человека в РФ. Этот институт с трудом приживался в России. Дума утвердила первого отечественного омбудсмена Сергея Ковалева в январе 1994 г., но в марте 1995 г. сняла с должности. Затем депутаты три года рассматривали закон об уполномоченном и спорили о его кандидатуре.

Уполномоченные по правам человека, омбудсмены и «народные защитники» (так должность называется в Грузии и Перу), выполняют важную роль в 80 государствах. Уполномоченные – дополнительная гарантия того, что гражданин, чьи жалобы игнорируют чиновники и волокитят суды, сможет добиться справедливости на родине.

За 1998–2007 гг. омбудсменами рассмотрено 279 834 жалобы. Трудно сказать, много это или мало. В последние годы треть обращений граждан посвящена нарушению социальных гарантий после принятия закона о монетизации льгот, примерно четверть – нарушению жилищных и имущественных прав, возросла доля жалоб на судебную волокиту и незаконный отказ в регистрации. Надо отдать должное нынешнему омбудсмену Владимиру Лукину: его представители помогли пенсионерам, у которых не было денег на оплату адвокатов, и выиграли в судах десятки исков о незаконном сокращении пенсий. Омбудсмен добился, чтобы сотрудники Федеральной миграционной службы в провинции прекратили изымать паспорта у россиян, переехавших в Россию из республик бывшего СССР.

Чтобы уполномоченный по правам человека действовал более эффективно, работу столичного центрального офиса должны дополнять, как во многих странах, региональные омбудсмены. В России они действуют в 44 субъектах Федерации из 83. Уполномоченного по правам человека нет в Москве. Почти отсутствуют в нашей стране специализированные омбудсмены – по правам военных, ребенка и нацменьшинств. Наконец, в России не всегда работает главное оружие уполномоченного – убеждение. До 2006 г. чиновники не несли никакой ответственности за непредоставление информации по запросу уполномоченного или отписку. Сейчас они могут быть наказаны за это штрафом до 3000 руб. За аналогичные действия во Франции и Норвегии виновный может получить срок до трех лет.