Статья опубликована в № 2117 от 27.05.2008 под заголовком: От редакции: Кроме вреда

От редакции: Кроме вреда

Если просмотреть список российских профессиональных праздников, легко определить самые заметные – те, которые отмечаются с наибольшим размахом. Выборка любопытная: День защитника Отечества, День авиации и космонавтики, День пограничника, День ВМФ, День ВДВ, День учителя, День милиции и, пожалуй, еще День ФСБ. Все они родом из СССР и значение свое сохраняют с тех времен, когда почетнее всего было защищать Родину снаружи и внутри, а самыми большими профессиональными сообществами были как раз всяческие военные и еще учителя.

Между тем от советской идеологии мы вроде бы отказались 17 лет назад, экономика давно называется и даже во многом является рыночной, а в такой экономике одним из самых важных профессиональных сообществ должно быть сообщество предпринимателей. Вчера Россия впервые отмечала официальный праздник – День предпринимательства. Станет ли он таким же заметным, как День милиции?

«Левада-центр» к празднику опубликовал данные опросов об отношении к предпринимательству за несколько лет. Динамика все-таки позитивная: если в 1997 г. только 34% опрошенных считали, что деятельность предпринимателей идет на пользу стране, а 49% – что во вред, то в 2007-м уже 50% признавали полезность профессии для страны и только 33% – вредность. Тем не менее отношение к бизнесу остается сложным.

Стоит отметить, что граждане различают крупный и малый бизнес: к малому относятся гораздо лояльнее, чем к крупному. Понятно почему: малый бизнес – это друзья, соседи, родственники, чья деятельность видна простому человеку и благодаря этому воспринимается как подконтрольная обществу. Другое дело, что избыточный прессинг со стороны государства препятствует развитию предпринимательства. Дело не в официальных правилах игры – они медленно, но улучшаются, – а в конкретных представителях государства, обладающих полномочиями проверять и разрешать. Эти люди ценят предпринимателей гораздо выше, чем граждане в целом, считая чужой бизнес своей дойной коровой. Именно поэтому малый и средний бизнес в России производит меньше, чем мог бы, – около 17% ВВП, что несравнимо с 60% во многих развитых странах.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать