Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2121 от 02.06.2008 под заголовком: От редакции: Фехтование рельсом

От редакции: Фехтование рельсом

Переброска в Абхазию 400 солдат и офицеров российских железнодорожных войск со специальной техникой, которые, по официальной версии Минобороны, должны восстановить транспортную инфраструктуру непризнанной республики, вызвала возмущение официального Тбилиси и недоумение на Западе.

Замминистра обороны Грузии Бату Кутелия обвинил Москву в «подготовке широкомасштабной военной операции и аннексии территории Абхазии российской стороной». Госдепартамент США выразил тревогу из-за не согласованного с Тбилиси ввода российских войск на территорию, которая находится под юрисдикцией Грузии. Если рассматривать последствия этой акции для двухсторонних отношений, она смотрится парадоксально. Ремонтировать мосты, заменять рельсы и шпалы вполне могут и гражданские путейцы из РЖД. Ввод российских армейских подразделений, пусть и невооруженных, в Абхазию без санкции Грузии формально подпадает под определение агрессии и дает Тбилиси и его западным союзникам дополнительный козырь форсировать интеграцию в НАТО и требовать вывода российских миротворцев, чему в последние годы упорно противится Москва.

Однако ввод небольшого контингента российских железнодорожных войск подчеркивает куда более широкий вопрос, чем урегулирование российско-грузинских отношений и конфликта в Абхазии. Он демонстрирует, насколько по-разному великие державы понимают свою ответственность в своих прежних зонах влияния и насколько трудно урегулировать отношения экс-метрополий с малыми государствами посредством писаного права. Солидарные действия мирового сообщества против Ирака в 1990–1991 гг. скорее исключение из правил.

В новейшей истории крупные государства нередко действуют по иным законам. Даже если исключить иракский прецедент 2003 г., стоит вспомнить, что США неоднократно использовали армию и спецслужбы против режимов, которые Вашингтон не всегда с должными основаниями обвинял в потворстве наркотрафику и нарушении гражданских свобод. Американские спецподразделения свергли в 1984 г. правительство Мориса Бишопа в Гренаде, в 1989 г. они доставили в США президента Панамы Мануэля Норьегу. На протяжении 1980-х гг. ЦРУ, поддерживая антисандинистские силы в Никарагуа, скорее исходило из постулата про «наших сукиных сынов».

Иначе действует Франция в Африке. Конго, Чад и некоторые другие бывшие колонии Франции подписали с ней двухсторонние договоры о взаимопомощи. Они позволяют экс-метрополии, не дожидаясь международного мандата, вмешиваться в случае нападения извне или внутренних конфликтов, чреватых массовыми беспорядками и многочисленными жертвами. Помимо прочего части французской армии разводили враждующие стороны в Чаде и Центральноафриканской Республике в начале 1980-х гг., а в 1990-е подавляли мятежи в Конго. При этом важно, что и США, и Франция действуют если не с одобрения, то с молчаливого согласия значительной части мирового сообщества или, по крайней мере, стран региона.

Россия в поисках нового modus vivendi на постсоветском пространстве может ссылаться на зарубежный опыт и недавнее признание независимости Косова. Однако направление новых подразделений в Абхазию без предварительных консультаций с Грузией вряд ли встретит одобрение где-либо, кроме Минска, Ташкента или Каракаса.

Накануне сочинской Олимпиады – 2014 Россия, как никогда, заинтересована в спокойной обстановке на своих кавказских границах. При этом вовсе не обязательно мыслить в логике осажденной крепости. Решать споры с соседями можно не только мерами психологического и силового давления, но и делая их экономически заинтересованными в совместном будущем. То есть переходить от конфронтации к поиску взаимной выгоды. Грузия уже пытается сделать нечто подобное для абхазов, создавая на границе свободную экономическую зону. Россия могла бы заинтересовать Грузию участием (в той или иной форме, о чем нужно говорить отдельно) в подготовке Олимпиады.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать