От редакции: Точка невозврата

Инвесторы могут больше не тревожиться – рынок энергомощности в России заработает с 1 июля 2008 г., как было обещано: проект постановления правительства уже на подписи у премьера.

Государство пока регулирует цены на 100% электроэнергии. Эта доля будет уменьшаться и к 2011 г. цены на оптовом рынке станут полностью свободными, пообещало российское правительство 10 лет назад, затевая реформу энергетики. Поверив ему, инвесторы в течение последних полутора лет в ходе приватизации вложили в российские энергоактивы 1 трлн руб., рассчитывая, что с лихвой окупят деньги, производя и продавая энергию по рыночным ценам.

Реформа была нужна, чтобы обновить ветхую российскую энергетику и быстро построить новые генерирующие мощности, остро необходимые растущей экономике. По плану реформы к 2020 г. мощности удвоятся, для этого владельцы энергокомпаний должны инвестировать еще 4,4 трлн руб.

Мотивацию им обеспечивает не только желание заработать, но и кнут в виде инвестиционного соглашения. Этот документ они подписывали при покупке энергоактивов, обязуясь к определенному сроку построить определенный объем мощностей. Иначе придется заплатить штраф в размере 20% от стоимости купленного объекта. Деньги немаленькие: цена электростанции начинается от $1 млрд.

Чиновники заставили инвесторов понервничать – рынок мощности планировалось запустить еще с 1 января 2008 г., но старт все время откладывался из-за разногласий между ведомствами. Инвесторы оказались в тупике: невыполнение обязательств грозило им потерями, но вкладывать миллиарды, не зная, по каким ценам придется продавать продукцию, еще рискованнее.

Несколько дней назад все казалось безнадежным: проект постановления правительства, необходимый для запуска рынка мощности, категорически отказывалась визировать Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Спор разгорелся о том, по каким ценам должны торговать мощностью станции, построенные инвесторами после 2008 г.

РАО ЕЭС считает, что новые станции должны 100% мощности продавать по свободным ценам, иначе инвесторам будет невыгодно их строить. Регулировать тарифы государство должно только для действующих электростанций, каждый год увеличивая долю мощности, продаваемой на свободном рынке.

А ФСТ считает, что и старые, и новые станции на первом этапе должны торговать по регулируемым ценам, лишь 25% мощности продавая по свободным. И только к 2011 г. эта доля выросла бы до 100%.

Двигателем реформы неожиданно выступил вице-премьер Игорь Сечин, имидж которого пока что был далек от либерального. Благодаря вмешательству Сечина проект постановления правительства удалось не только согласовать за считанные дни, но и сделать более рыночным: согласно последней редакции документа новые станции (их пока нет) будут продавать по свободным ценам 100% мощности, а старые – 25%, постепенно увеличивая эту долю. Кроме того, регулировать максимальные цены в «свободной» части рынка будет не государственная ФСТ, а коллективный орган саморегулирования – совет рынка.

Дело в том, что тарифы в первое время даже на бирже будут ограничены верхней планкой. Это нужно, чтобы избежать резкого роста цен на электричество и сделать выгодным строительство высокотехнологичных (и, соответственно, более дорогостоящих) электростанций. Верхняя планка тарифа для каждой станции станет индивидуальной и будет зависеть от себестоимости производства энергии в конкретных условиях. Совет рынка получит право отклонять явно завышенные ценовые заявки. Если бы это делала государственная ФСТ, процесс растягивался бы на месяцы, а участники рынка сделают систему более гибкой.

Очевидно, что с 1 июля рынок мощности заработает лишь формально – чтобы стать полноценно действующим, ему нужны годы. Но то, что правительству удалось соблюсти сроки, обещанные инвесторам, – отличный сигнал всему миру. Ведь запуск рынка мощности – это финальная точка в одной из самых сложных и трудоемких российских реформ.