От редакции: Новые горизонты

Решение петербургского градостроительного совета понизить на несколько этажей уже построенное здание Товарно-фондовой биржи на Васильевском острове беспрецедентно. Важно, станет ли оно прецедентным.

В результате бурного обсуждения члены градсовета пришли к выводу, что 63-метровое здание биржи (а также еще не достроенный жилой комплекс «Финансист», стоящий рядом) портит панораму стрелки Васильевского острова и нарушает высотный регламент для этой части города. Линия горизонта внезапно стала ценностью, отстаиваемой очень жестко. Автору проекта на заседании предлагали застрелиться, вектор обсуждения был фактически задан строительным вице-губернатором Александром Вахмистровым, а глава комитета по архитектуре Александр Викторов признал ошибки подчиненных, согласовавших проект.

Есть, конечно, неприятные вопросы. Например, будут ли компенсированы законопослушному застройщику затраты на «понижение этажности» (застройщик уже хочет идти в суд). Логично было бы сделать это за счет тех, кто подписывал разрешительные документы.

Не ясно также, почему священный гнев обуял архитекторов и чиновников только сейчас. Еще год назад о проектах забеспокоились петербургские СМИ и отдельные местные депутаты.

Вероятно, до последнего времени считалось, что на высотный регламент можно по умолчанию плевать, ведь проект 400-метровой башни «Газпром нефти», несмотря на протесты общественности, продвигается губернатором и компанией. Еще за неделю до градсовета Александр Викторов предлагал журналистам смотреть на стрелку Васильевского «с установленных видовых точек», вид с которых ничем не нарушен. Но вдруг что-то изменилось. Кто-то влиятельный увидел свежие фотографии и остался недоволен. Градсовет показал на самом деле, что к линии партии чиновники относятся гораздо трепетнее, чем к линии горизонта.

Есть версия, что это операция прикрытия: пойти навстречу недовольным в вопросе о стрелке, разменяв это на возможность построить небоскреб на Охте. Тогда это ошибка: противники небоскреба сейчас, наоборот, активизируются, считая решение по зданию биржи прецедентом. Другое дело, что «торговая площадка» власти с общественностью контролируется властью. Велика вероятность, что башня «Газпром нефти» будет построена без всяких градсоветов.