От редакции: Дачный ВВП

Выращивание помидоров на дачном участке остается вопросом личной продовольственной безопасности россиян. Но у этой деятельности есть и другие важнейшие функции: она служит своеобразным антидепрессантом для городских жителей, снижает остроту восприятия инфляции, создает ощущение крепкого тыла.

Отвечая на вопрос (исследование ФОМ), зачем им участок, хозяева чаще всего говорили, что он для того, чтобы «обеспечить свою семью основными продуктами питания» (33%) или «иметь некоторое подспорье в обеспечении семьи продуктами» (26%). Для общения с природой участок нужен 20%, для общения с друзьями – 6%, для отдыха детей – 4%. Продовольственное значение дачи снижается (в 2005 г. 43% выбрали первый ответ).

При этом официальная статистика говорит, что с 1998 г. личные хозяйства населения ежегодно производили более половины валового продукта сельского хозяйства (лишь в 2007 г. можно говорить о том, что личное и общественное производства сравнялись, дав по 1 трлн руб. продукции).

Для многих участок – это и привычка, и хобби, и потребность в своем, чистом продукте. Надо отметить, что многие дачники не хуже известных экономистов осознают нерентабельность дачного хозяйства. Автор «Фрикономики» Стивен Левитт посчитал себестоимость выращиваемых лично помидоров ($20 за штуку), но не перестал их выращивать – для него ценен сам процесс. «Отдыхаем, работая», «земля не должна пустовать», «не покупать же картошку» – такие ответы российских дачников можно отнести к культурной традиции. Тяга к земле, природе, физическому труду в каком-то смысле наш аналог западных экологических движений. Если те бегут от цивилизации, то мы, вероятно, от чего-то другого. С ростом доходов и продолжающейся урбанизацией продовольственная роль дачи будет и дальше снижаться. Но рекреационная наверняка будет расти. Мы будем выращивать помидоры и отпускать их на волю.