От редакции: Кошелек в придачу

«Черная дыра» – так чиновники, не стесняясь, именуют федеральные целевые программы (ФЦП). Появившись в начале 90-х, ФЦП сначала были формой раздачи льгот и преференций отдельным предприятиям, а позже стали личным кошельком для подрядчиков и тех, кто принимает решения о распределении денег. «Я осваиваю средства федерального бюджета», – говорят о себе эти люди.

Осваивать есть что: в 2000–2007 гг. на ФЦП было выделено 1,8 трлн руб., а в ближайшие три года пойдет еще 1,9 трлн руб. – почти все государственные стройки финансируются через ФЦП. Эти деньги размазываются по тысячам объектов, которые нередко выпадают из программ, превращаясь в долгострой. Счетная палата обнаружила, что из 1003 объектов, запланированных к вводу в 2006 г., в первом полугодии введено в эксплуатацию только 14.

Зачем тогда вообще нужны ФЦП?

Смысл ФЦП в том, чтобы тратить бюджетные деньги осмысленно, достигая конкретного эффекта, например, обеспечить сельских детей страны школьными автобусами. В развитых странах ФЦП применяются там, где невозможно комплексно решить проблему за счет рыночного механизма. С помощью ФЦП можно концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях и планировать расходы на длительную перспективу. К тому же в итоге можно оценить эффективность затрат.

Другое преимущество ФЦП в том, что они позволяют использовать не только государственные ресурсы, но и частные. В каждой ФЦП есть внебюджетная доля, которая подчас достигает 40–60%. Бизнес даже может инициировать программу, если докажет, что проблема важна для страны и ее невозможно решить без помощи государства.

Сегодня президиум правительства обсудит, как из «черной дыры» сделать ФЦП полноценным инструментом государственной политики. Одно из предложений – перейти к проектному принципу управления ФЦП, передав их в руки профессиональных менеджеров (подробности в статье на стр. А3).

В отличие от чиновника частный управляющий гибок, расположен к поиску альтернативных решений и настроен на оптимизацию затрат, объясняет автор идеи – Минэкономразвития. Если наладить надежную систему мониторинга результатов, госинвестиции окажутся на порядок эффективнее, чем сейчас. Впрочем, как это будет работать на практике, чиновники пока не определились.

Бизнесмены думают, что на тендер будет выставляться ФЦП с определенными задачами и бюджетом. По итогам конкурса частная управляющая компания получит право реализовывать программу, а дальше уже сама выберет подрядчиков и методы решения поставленной задачи, т. е. получит функции госзаказчика.

В этом случае предложение не только радикально изменит систему госинвестиций, но подтолкнет к укрупнению и росту весь рынок строительно-инжиниринговых услуг. Дело в том, что в отрасли сейчас нет компаний, которые могли бы реализовывать программы такого масштаба, как ФЦП. Чтобы выиграть право на управление программой с бюджетом, скажем, $10 млрд, компаниям придется объединяться в консорциумы. Не исключено, что подобные тендеры привлекут и западных гигантов.

Эту великолепную картину может испортить только одно – российская бюджетная система. Рыночным игрокам будет трудно смириться с тем, что годовое финансирование приходит не раньше мая, но не потраченные к новому году суммы сгорают. А чтобы перекинуть деньги на другую статью расходов или другой период, придется проходить по цепочке: профильное ведомство – правительство – бюджет – парламент – президент.

Поэтому, чтобы управление ФЦП приобрело необходимую гибкость, чиновникам придется отдать рыночным игрокам и кошелек в придачу. Риск потери бюджетных денег, конечно, есть. Но грамотный контракт и, возможно, страхование ответственности, поможет этот риск преодолеть. Опыт есть: государство уже решилось отдать частным инвесторам 400 млрд руб. средств инвестиционного фонда. В любом случае госконтроль за деньгами ФЦП в нынешнем виде – крайне слабый контроль. А передав управление ФЦП на аутсорсинг, можно повысить их эффективность и жестко спрашивать за результат.