От редакции: Параллельный мир

Госкорпорации претендуют на новую степень исключительности. На этот раз речь идет о свободе передвижения их сотрудников по всему миру. Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин предложил выдавать руководителям госкорпораций дипломатические паспорта (подробности читайте в статье на стр. А2).

Дипломатический паспорт открывает его обладателю огромные возможности: свободу безвизового передвижения по всему миру и дипломатическую неприкосновенность. Это означает, что с таким паспортом можно разгуливать по улице иностранного государства с оружием, не платить налоги, штрафы и пошлины. Содержимое чемоданов владельца дипломатического паспорта закрыто для работников таможни. Еще одна привилегия, которой пользуется человек с дипломатическим паспортом в кармане, – возможность перемещать через границы любое количество наличных денег, не внося их в таможенную декларацию и не объясняя их происхождение. Наконец, дорожная полиция не остановит его автомобиль за нарушение правил уличного движения.

Зачем понадобилось наделять руководителей госкорпораций такими исключительными правами?

«Государственные корпорации, являясь по форме некоммерческими организациями, по сути, выполняют государственные задачи», – объясняет Плигин. А эти задачи требуют интенсивного обмена опытом с иностранцами.

Это не первая особая привилегия госкорпораций – они и создавались как исключительная форма жизни, позволяющая обойти сложные бюджетные процедуры. Ограничения, накладываемые Бюджетным кодексом, всем известны: де-факто деньги можно получить не раньше июня, но не потраченные к новому году суммы сгорают. К тому же чиновники норовят каждый год ужесточать процедуры выделения средств, а любые изменения сроков или объемов финансирования приходится проводить через Госдуму.

Госкорпорациям же предоставлен эксклюзивный порядок финансирования – запланированные на развитие их отраслей бюджетные деньги они будут ежегодно получать в виде вклада в уставный капитал. После чего правила Бюджетного кодекса на эти деньги вообще не распространяются. Благодаря этому госкорпорации получают финансовую гибкость, необходимую для успешного решения поставленных перед ними задач, объясняют сторонники создания этих организаций.

С ними трудно спорить: о том, что частный менеджер эффективнее государства, знают даже школьники. Но, преодолевая границы бюджетных ограничений, а теперь и государственные границы, госкорпорации полностью выходят и за границы общественного контроля.

Юридически они являются некоммерческой организацией, которая не обязана получать прибыль, зато вправе принимать любые решения и заниматься предпринимательской деятельностью. Получив от государства деньги, госкорпорация ему ничего не должна: правительство не может претендовать на ее прибыль, не вправе проводить проверки и даже не обязательно занимает большинство мест в наблюдательном совете.

Госкорпорации все больше становятся похожи на параллельное государство. Это суперминистерства, контролирующие целые отрасли, располагающие ресурсами, сопоставимыми с капитальными инвестициями всей страны, обладающие полномочиями государственных органов и свободой частных предпринимателей.

При этом в отличие от государственных органов и частных компаний госкорпорации неподконтрольны никому. А ведь им передаются гигантские средства: только в 2007 г. на формирование их уставного капитала бюджет выделил 640 млрд руб. ($27 млрд), и эти суммы каждый год будут расти.

Не исключено, что эта новая форма жизни действительно обеспечит прорыв, которого от нее ожидают. Но без эффективной системы контроля со стороны общества госкорпорации рискуют превратиться в неуправляемого монстра, который под видом благого дела просто приватизирует общественные ресурсы.