Статья опубликована в № 2135 от 23.06.2008 под заголовком: Правила игры: Повторение пройденного

Правила игры: Повторение пройденного

Выборы губернаторов, отмененные три года назад, снова стали темой общественной дискуссии. Возможно, представители «Единой России», заговорившие на эту тему, имеют в виду не возвращение конкурентных выборов, на которых в 1990-е гг. потеряло свои посты немало местных лидеров, а нечто подобное федеральным выборам 2007 и 2008 гг., которые не обеспечили легитимности ни избранным политикам, ни соответствующим институтам. И тем не менее выборы губернаторов – интересная тема для обсуждения. Это в большей степени вопрос «институционального проектирования», чем выборы в Думу по одномандатным округам. Насчет прямых выборов в Думу можно не сомневаться – при первом же серьезном столкновении в правящей элите требование об одномандатных округах станет оружием в руках одной из сторон. Губернаторы и сенаторы же в меньшей степени рассматриваются гражданами как их представители в Москве; желание избирать их непосредственно будет не так сильно.

Сравнить систему, при которой губернаторы выбираются, с той, при которой они назначаются, непросто. 1990-е гг. и начало XXI в. были трудными не потому, что выборы – и на региональном, и на федеральном уровне – были конкурентными. Скорее наоборот: экономические трудности заставляли политиков, находившихся у власти, позволять избирателям менять губернаторов и депутатов Думы. Выборы, в конце концов, самый мирный и эффективный способ трансформации общественного недовольства в политические изменения.

Надо заметить, что в нашей стране избираемость губернаторов не представляет особенной проблемы для федерального центра. Во-первых, значительная часть богатства каждого гражданина – все, связанное с полезными ископаемыми, – принадлежит ему «по праву рождения», а не в результате собственных усилий. В такой стране федеральный центр необходимо велик и силен – на нем лежит значительная перераспределительная функция. То, что в начале 1990-х центр был слаб, говорит лишь о глубине коллапса советской экономической и политической системы. Во-вторых, при столь значительном участии центра в экономической деятельности угроза того, что губернаторы смогут всерьез угрожать целостности экономического пространства, представляется призрачной. Опять-таки неправильно принимать 1990-е за естественную точку отсчета: экономическое пространство становится единым по тем же причинам, по которым происходит глобализация. В-третьих, этническая и географическая структуры страны говорят скорее в пользу введения выборов, чем против. Конечно, некоторые регионы – например, национальные образования – могут требовать большего контроля со стороны центра, чем другие. (Юг России – единственная часть нашей страны, в которой органы федерального округа оказались полноценно действующим институтом.)

Сейчас, в хорошие времена, введение губернаторских выборов вряд ли что-то изменит, однако в менее благоприятных условиях они будут «подушкой безопасности». При нынешней политической системе, еще ни разу не проверявшейся на прочность, дополнительная страховка не помешает.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать