От редакции: Политический резерв

Когда приехавший в гости к Александру Лукашенко Дмитрий Медведев говорит, что Союзное государство есть, но надо наполнить его реальным содержанием, это только отчасти привычная дипломатическая мантра. «Союзное государство» как оболочка слишком важно, чтобы ее раньше времени наполнять. Любое изменение свидетельствовало бы о ревизии отношений.

Между тем в реальности Белоруссия и Россия сильно зависят друг от друга. Экономика России зависит, в частности, от транзита газа и нефти в Европу через Белоруссию, безопасность западной границы – от белорусской армии и единой системы ПВО (свою часть Лукашенко, кстати, модернизировал в 1990-е). С внешнеполитической точки зрения Белоруссия остается в зоне влияния России, и потеря такого влияния сказалась бы на имидже и внешнеполитической роли России.

Попытки продвинуться дальше в плане создания Союзного государства означали бы неизбежное покушение (пусть даже в самом положительном смысле) на суверенитет Белоруссии, который в значительной мере есть суверенитет Лукашенко. Звучащие время от времени его заявления об интеграции в Европу или интеграции с Китаем, конечно, не менее далеки от реальности, чем Союзное государство, но ясно, что свой суверенитет белорусский руководитель продаст дорого. Так что, несмотря на определенную меркантилизацию российской политики в отношении братского государства, Кремль вряд ли (пока) пойдет до конца. В начале 2007 г. мы ввели для Белоруссии экспортную пошлину на нефть, зато в конце предложили кредиты на сумму $3,5 млрд, поставив в тупик белорусского министра финансов, признавшегося, что его страна «имела желание иметь меньше». Союзное государство – зарезервированная (или замороженная) история. Она может получить толчок к развитию либо после политических изменений в Белоруссии, либо в случае выхода России и ЕС на новый этап взаимоотношений.