От редакции: Мораторий на взятки

Можно ли победить коррупцию в России? Да, ответят сотрудники компании IKEA. В 2004 г. им удалось успешно противостоять вымогательству со стороны подмосковных чиновников. Те требовали взятку в обмен на положительное заключение госкомиссии об открытии торгового центра «Мега-2». Руководство IKEA тогда твердо решило придерживаться европейских этических стандартов. Принципиальность стоила компании как минимум $100 млн: открытие торгового центра, запланированное на самое доходное – предновогоднее – время, дважды переносилось из-за непримиримой госкомиссии. Чтобы в конце концов открыть торговый центр, понадобились вмешательство шведских властей, многочисленные публикации в прессе – от Financial Times до подмосковных многотиражек, а также пожертвование $1 млн на развитие детского спорта в Химках.

Можно ли считать это победой над коррупционерами? С натяжкой: взятку вроде бы не дали, но вымогатели остались на своих местах, их имена до сих пор неизвестны, да и $1 млн на детский спорт стал почти ежегодным взносом.

Социологические опросы предпринимателей год за годом свидетельствуют: коррупция является главным тормозом для развития бизнеса в стране. Особенно малого и среднего бизнеса, у которого нет возможности привлекать к войне с вымогателями тяжелую артиллерию в виде мировой прессы или правительств иностранных государств.

Вчера руководитель администрации президента Сергей Нарышкин представил президенту Дмитрию Медведеву национальный антикоррупционный план. Вчера же план борьбы со взятками подготовил Следственный комитет при прокуратуре, еще раньше – таможенная служба. Подробности этих планов пока не известны. Ясно только, что до 1 октября чиновники напишут проект федерального закона о противодействии коррупции.

Идеи чиновников наверняка имеют большую ценность: им ли не знать, как устроена система коррупции. Но, возможно, имеет смысл привлечь к этой важной работе и другую сторону – тех, кто страдает от поборов больше всего: малый и средний бизнес.

Например, вполне ясный план сформулировала организация «Бизнес солидарность», которой руководит Яна Яковлева – предприниматель, успешно противостоявший вымогателям из Госнаркоконтроля – правда, ценой заключения в сизо и долгой судебной тяжбы.

Первый пункт плана – бессрочный мораторий на аресты предпринимателей малого и среднего бизнеса по тем статьям обвинения, где предусмотрены другие меры пресечения: залог, поручительство, подписка о невыезде, домашний арест. Также предприниматели предлагают ввести запрет на уголовное преследование бизнеса за административные правонарушения.

Следующий шаг – ввести с августа годовой мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса контролирующими органами (пожарными, санитарными и т. д.). Кроме того, годовой мораторий на налоги для стартующего малого бизнеса и сокращение вдвое видов лицензируемой деятельности.

Одновременно бизнес ждет от правительства административных решений: у чиновников всех уровней должен быть регламент выполнения работ, штаты контролирующих органов по итогам профессиональной аттестации должны быть сокращены в два раза, а оставшимся сотрудникам нужно повысить зарплату, советуют бизнесмены.

Чиновники должны регулярно и публично отчитываться перед обществом, считают они. А во время этих открытых слушаний бизнес должен давать оценку работе ведомств. В первую очередь публичные оценки должны получать Ростехнадзор, таможенная служба и Генпрокуратура, убеждена Яковлева. По ее мнению, нужно также принять федеральный закон о защите прав предпринимателей.

Кто-то сочтет эти предложения наивными. Зато в отличие от антикоррупционной риторики властей они конкретны. В странах, где коррупцию удалось победить, все тоже начиналось с веры в то, что каждый отдельный гражданин, отказавшись от участия в коррупционной схеме, способен сдвинуть дело с мертвой точки.