От редакции: Польский козырь

Варшава и Вашингтон не договорились о размещении на территории Польши 10 ракет-перехватчиков американской системы противоракетной обороны (ПРО). Польский премьер Дональд Туск постарался максимально смягчить отсутствие договоренностей. Однако именно он стал первым постсоветским лидером Польши, открыто высказавшим беспокойство последствиями появления объектов ПРО на своей территории. «Я не могу позволить, чтобы другие вопросы, помимо безопасности Польши, оказывали решающее влияние на размещение в стране ПРО США», – заявил Туск и добавил, что это может привести к увеличению военных и политических рисков для страны.

Нынешний вежливый отказ Варшавы, вероятно, очередной маневр польского руководства с целью выжать из США максимальные военные и экономические дивиденды за свое согласие. Однако он прозвучал незадолго до перехода власти в Вашингтоне и после начала американского финансового года. В итоге вопрос строительства ПРО может зависнуть до начала 2009 г., а возведение объектов – затянуться на год-полтора по отношению к планировавшимся 2011–2012 гг.

А это означает, что Россия может продолжить, казалось, безнадежно проигранную битву вокруг размещения ПРО в Восточной Европе. Нынешняя ситуация вокруг ПРО вместе с обострением обстановки на Ближнем Востоке (см. статью Николая Злобина на этой странице) позволяют даже переломить ее ход в свою пользу. Россия может предложить альтернативные варианты размещения ПРО ближе к очагам потенциальной опасности – в Турции и странах юго-восточной Европы.

Кроме того, Москва могла бы более жестко поставить перед Тегераном вопрос о прекращении разработки баллистических ракет дальностью 5000–6000 км, которые, по прогнозам экспертов, могут появиться через четыре года и будут способны поразить цели не только в Европе и Израиле, но и в России. Российские эксперты убеждены, что в ближайшие четыре-пять лет Иран не будет способен нанести эффективный удар по Израилю. России вместе с США нужно убедить в этом Тель-Авив. А также в том, что повторение опыта 1982 г., когда ВВС Израиля нанесли удар по иракским ядерным объектам, в сегодняшней ситуации имело бы тяжелейшие, возможно катастрофические, последствия для мира в целом.