От редакции: Ставка на совесть

Давно ли вы были в торговом центре? Там, где от товаров ломятся полки, а между ними движется плотный поток желающих удовлетворить очередную материальную потребность. Все эти люди, выбивая чек, платят НДС – как и остальные конечные потребители товаров, работ и услуг. Именно за наш счет федеральный бюджет получает около 1,4 трлн руб. в год.

Но формальными плательщиками НДС выступают компании. И у них за время существования этого налога накопилось огромное недовольство: не секрет, что в нашей стране возмещение НДС растягивается на месяцы, а то и годы, и подчас невозможно без судебной тяжбы. Вдобавок за счет мошеннических схем бюджет, по разным оценкам, недополучает более 200 млрд руб. Неудивительно, что идея снизить или даже вовсе отменить НДС вызывает сочувствие у бизнес-сообщества.

В последнее время его голос окреп: к сторонникам снижения НДС примкнул президент Дмитрий Медведев. До августа профильным ведомствам велено определиться, будет ли снижена ставка НДС с 18% до 12% уже с 2010 г. Дискуссия ведется с применением тяжелой артиллерии: Минэкономразвития и Минфин (соответственно главный сторонник и главный противник идеи) наняли экспертов для обоснования собственной точки зрения. Аргументов у каждой стороны достаточно (подробности см. в статье на этой странице). Правда, их спор касается в основном того, как скажется снижение НДС на доходах бюджета.

На второй план отступил вопрос: а ради чего его вообще нужно снижать?

Минэкономразвития рассчитывает, что это приведет к экономическому росту. Близкая к министерству группа «Экономакс» подсчитала, что за счет снижения НДС до 12% экономика ускорится на 0,6–0,7 п. п. за три года. Однако эти расчеты основаны на том, что прогнозировать в принципе трудно, – на существовании у предпринимателей доброй воли. Предполагается, что низкий налог заставит выйти из тени тех, кто вынужден там скрываться от налогового пресса. А те, кто и так исправно платил налоги, получат дополнительные инвестиционные ресурсы и направят их на развитие. Между тем снижение НДС с 20% до 18% в 2005 г. практически не подействовало на первых (собираемость налога выросла с 55% до 58%). А проверить, выполнили ли обещание вторые, просто невозможно.

Даже если предположить, что сэкономленные на НДС деньги действительно пойдут на развитие (а не на покупку новой яхты, например), возникает вопрос: окажутся ли эти ресурсы у тех, кому они действительно нужны? Больше всего НДС платят, а значит, и сэкономят добывающие компании. Но благодаря росту мировых цен на сырье у них и так нет недостатка в деньгах. К тому же экспортерам налог возмещается. А предприятия обрабатывающей промышленности, ради которых и затевается реформа (на долю обрабатывающего сектора, кстати, приходится лишь 14,8% собираемого НДС), сэкономят 0,26% ВВП – для рывка этого как-то маловато.

Теоретически снижение НДС могло бы порадовать конечных потребителей, т. е. нас. Но рассчитывать на то, что совестливые торговцы после снижения налога дружно перепишут ценники (т. е. именно снизят цены), конечно, не приходится. Когда в 2004 г. отменили 5%-ный налог с продаж, цены в магазинах остались прежними. В случае со снижением НДС может получиться и обратный эффект: в сочетании с укреплением рубля оно ускорит приток импорта и разгонит инфляцию, так что обновление ценников принесет нам мало радости. Да и отечественным производителям потребительских товаров наплыв импорта навредит сильнее, чем сложности с уплатой НДС.

Конечно, глядя на то, что происходит с собранными в бюджет деньгами, хочется оставить в распоряжении бизнеса как можно больше: 2% ВВП государство просто подарило госкорпорациям, и решение это принималось не налогоплательщиками и не на уровне Минфина, а выше. Где гарантия, что новые "политические" расходы не возникнут снова? Снижать НДС просто ради того, чтобы снижать, наверное, неправильно.