От редакции: Страсбургская школа

Недовольство российских властей якобы ангажированностью Европейского суда по правам человека должно смениться благодарностью. Ведь Страсбургский суд всего лишь выигрывает конкурентную борьбу у российских судов: большая часть истцов обращается туда с банальными жалобами, считая, что на родине они не получают права на справедливое судебное разбирательство. Мотивом для них являются успехи предыдущих жалобщиков: таким образом правовая грамотность россиян распространяется по цепочке, из рук в руки.

За 10 лет после ратификации Европейской конвенции о правах человека Россия вышла на твердое первое место по числу исков, поданных в Страсбург. Она далеко обогнала прежних лидеров – Польшу, Турцию и Украину. По данным суда, в 1999 г. наши сограждане направили в ЕСПЧ 1790 жалоб, в 2001 г. – 4290, в 2004 г. – 6700. В 2005–2007 гг. количество исков стабильно: 9500–10 000 в год. Для сравнения: украинцы отправили в 2007 г. 4500 заявлений в Страсбург, поляки – 4211, турки – 2830.

Доля российских исков в захлестывающем Страсбург бумажном потоке за 1999–2007 гг. выросла с 9% до 22%. Активность россиян все дороже обходится казне. В 2006 г. Россия выплатила истцам 1,3 млн евро компенсации ущерба, в 2007-м – уже 4,3 млн. Сотрудники Центра политических технологий в вышедшем на днях докладе «Защита прав российских граждан в Европейском суде» попытались выяснить у самих истцов и экспертов-юристов причины, побудившие их обратиться в Страсбург.

Европейский суд выигрывает соревнование с российскими в первую очередь из-за того, что отечественные чиновники опасаются не выполнять его решения. Федеральная казна стабильно платит по иностранным исполнительным листам. В то же время доля исполненных внутренних судебных решений, по данным судебных приставов, едва превышает половину, кредиторы получают всего 20% суммы долга, признанной судами. Причем госорганы являются едва ли не самыми злостными неплательщиками по исполнительным листам, задерживая выплаты пенсий, детских и «чернобыльских» пособий. Не случайно, по словам российского судьи ЕСПЧ Анатолия Ковлера, половина российских решений Страсбурга касается именно неисполнения решений судов. Другая проблема отечественного правосудия (четверть проигранных Россией дел) – необоснованное содержание подозреваемых под стражей до приговора суда, третья – волокита

в судах.

Еще одно преимущество Европейского суда перед российскими чиновниками – его сотрудники не хамят заявителям и не считают их кляузниками, мечтающими поживиться за счет казны.

Некоторые представители отечественной бюрократии обвиняют судей ЕСПЧ в предвзятости решений, провоцирующей новые иски против государства. Из 105 дел в 2006 г. Россия выиграла всего три, а в 2007-м – шесть из 192 (еще 11 закончились мировым соглашением). Всего за девять лет граждане проиграли России в 13 из 399 рассмотренных по существу дел (3%). Эти цифры не говорят об антироссийском заговоре: Турция выиграла всего 33 дела у своих граждан из 1641, Украина – три из 372, Болгария – четыре из 169, Польша – 27 из 489, Италия – 27 из 1715.

Но вряд ли нас должно утешать сознание факта, что мы не одни такие. Государство пока не в силах устранить системные недостатки отечественной бюрократии и судебной системы. Реализация национального проекта Дмитрия Медведева, который заявил о необходимости создать доступное гражданам, беспристрастное и эффективное отечественное правосудие, – дело как минимум долгое. В этом деле пригодится любая помощь. На самом деле чиновники должны приветствовать обращения в Страсбург простых россиян, которые таким образом собственными силами борются с правовым нигилизмом в стране.

Нашей стране есть куда расти. По числу обращений в Страсбург на 100 000 жителей (8,5) Россия опережает Францию (4,5), Италию (2,2) или Германию (2,7). Однако по этому показателю мы пока отстаем от Украины (9), Эстонии (17) и Литвы (18), не говоря уже о Чехии (27), Румынии (23) или Словении (87).