От редакции: Кто заправляет

Вместе с Владимиром Путиным страна узнала, что рынок авиатоплива до сих пор живет по бизнес-модели начала 1990-х. С тех пор и по сегодняшний день продажа керосина приносит аэропортам около 80% выручки, ведь цена не ограничена никаким потолком, кроме фантазии заправщика. Причина – монополия.

Топливозаправочный комплекс (ТЗК), или просто бочка, в аэропорту обычно один: лишь на 10 из 330 аэродромов страны есть альтернативные заправки. Зато аэропорты с двумя бочками похожи на пример из учебника по макроэкономике: благодаря конкуренции цены на керосин там ниже на 10–15%.

Керосин за год подорожал на 70%, уже половина расходов авиакомпаний приходится на топливо. Путин под угрозой увольнения велел руководству Федеральной антимонопольной службы (ФАС) срочно устранить монополизм на рынке. Что может сделать ФАС? Служба может доказать, что ТЗК, пользуясь монопольным положением, завысил цену, и обязать ее снизить. Чиновники даже вправе обязать заправщика инвестировать деньги в расширение мощностей или заставить аэропорт выделить землю под альтернативную заправку. Правда, чтобы решить проблему по всей стране, антимонопольные расследования придется провести 330 раз, а потом добиться исполнения предписаний.

Даже если ФАС на время забросит всю остальную работу, эффект будет весьма скромным: в цене тонны керосина, заливаемой в самолет, 85% составляет отпускная цена завода. Придется разобраться еще и с НПЗ. А те станут кивать на нефтяные цены...

ФАС в этой истории может послужить козлом отпущения, но для решения проблемы ее ресурсов недостаточно. На Западе, например, авиакомпании сами покупают топливо у поставщиков, а ТЗК сдает им в аренду место в бочке. За счет конкуренции между поставщиками можно сбить цену. Чтобы это получилось у нас, придется перетряхнуть всю систему отношений, сложившуюся в криминальные 90-е.