От редакции: Неприкосновенный завод

Заправляя автомобиль бензином, мало кто вспоминает, что российская нефтепереработка строилась совсем не для снабжения частного автопарка. Топливо нужно было для гигантской военной машины Советского Союза и промышленных потребителей. Под эту модель и была спроектирована вся система НПЗ и их снабжения нефтью.

С тех пор мало что изменилось. Пятерка вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) добывает 85% российской нефти и перерабатывает ее на своих же заводах. Территория свободного рынка – это примерно 15% внутреннего объема нефти. Ее потребляют неподконтрольные ВИНК Московский НПЗ, группа башкирских НПЗ и небольшие заводы.

Мелкие и средние нефтяные компании практически отрезаны от перерабатывающих мощностей: ВИНК неохотно берут их нефть, а мощностей независимых заводов на всех не хватает. Это один из факторов роста цен на бензин. Снизить их могло бы массовое строительство НПЗ, работающих на сырье независимых компаний, считает премьер Владимир Путин. Правительство готово помочь, построив необходимую для каждого НПЗ инфраструктуру на деньги инвестфонда.

Идея вроде бы неплохая – в расходах на строительство НПЗ инфраструктура занимает около 40%. Но вряд ли в инвестфонд выстроится очередь из нефтяников. Судите сами: строить завод мощностью меньше 6 млн т нерентабельно, но все независимые нефтяники вместе взятые добывают только 20 млн т нефти в год. Минимальная цена вопроса – $5–7 млрд. Независимым компаниям трудно будет привлечь эту сумму, даже объединившись в консорциум. Да и деньги – это лишь полдела. Например, участие в проекте инвестфонда предполагает сложную и дорогостоящую процедуру оценки и конкурсного отбора. В любом случае новые НПЗ заработают не раньше чем через пять лет.

Но есть более быстрый и дешевый способ решить эту проблему – обеспечить недискриминационный доступ независимых компаний к перерабатывающим мощностям ВИНК. Правда, от правительства для этого потребуется чуть больше интеллектуальных усилий, чем при простой раздаче бюджетных денег.