Правила игры: Любить малышей

Все любят маленьких. Они такие беззащитные и креативные, такие хрупкие и динамичные. Они быстро растут, и, если условия хорошие, их быстро становится очень много. Они заставляют тех, кто покрупнее, прилагать дополнительные усилия – иначе бывшие малыши их быстро затмят. Всем они нравятся. Кроме губернаторов.

Губернаторов прежде всего интересуют предприятия, с которых легко собирать налоги. Именно из этих соображений они выбирают точки роста своих регионов – те отрасли, которым они уделяют наибольшее внимание. Это не просто теория. Профессор политологии Висконсинского университета Скотт Гельбах в книге «Представительство через налогообложение: доходы, политика и развитие в посткоммунистических государствах», которая выходит в издательстве Cambridge University Press в начале августа, подробно обсуждает опыт Псковской области во второй половине 90-х. Вместо того чтобы развивать те отрасли, в которых у области есть сравнительное преимущество – туризм или транспорт, губернатор сосредоточился на развитии производства алкоголя. Дело не в том, что это товар с малоэластичным спросом, пишет Гельбах, – губернаторы не могут выбирать ставку акциза, – а в том, что сбор налогов в этой отрасли очень прост. Тем более что как раз этот налог в России собирают уже несколько столетий.

Гельбах утверждает, что поддержка политиками не тех отраслей, в которых уже есть сильное лобби, а тех, с которых легко собирать налоги, характерна для бывших социалистических стран. В плановой экономике отдельной задачи сбора налогов не существовало – значительная часть перераспределения осуществлялась за счет цен. После коллапса социалистических экономик налоговые системы строились, по существу, с нуля. В Восточной Европе было не много крупных промышленных предприятий, и налоговые системы складывались вокруг индивидуальных налогов. В странах же бывшего СССР основой налоговой системы на региональном уровне стали налоги с фирм. И из этой ловушки просто так не вырваться: трудно поддерживать малый бизнес, если большая часть налогов идет от местных монополий. Так, кстати, и произошло в Псковской области: новый руководитель, победивший в 2004 г. губернатора – основателя водочной промышленности, попытался было разрушить монополию, но уже через полгода отказался от этой затеи. Кто же будет резать курицу, несущую золотые яйца?

Гельбах хотя и бросает вызов политологической ортодоксии, в которой политики поддерживают интересы тех групп, которые умеют успешно организовываться для коллективных действий, имеет интеллектуальных предшественников, прежде всего Роберта Бейтса, автора знаменитой книги об институциональном и политическом развитии африканских стран. О том, как местные элиты не дают развиваться ничему новому, потому что умеют так хорошо собирать налоги со всего старого.

Это интеллектуальное родство слегка пугает. Разве Псковская область похожа на Африку? Там же сосны, медведи, водка, в конце концов. Чего только не выдумают эти политологи!